Ирина Вячеславовна Дитина
Конспект ООД «Русские обычаи, традиции и народное творчество» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Русские обычаи, традиции и народное творчество
Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №73»
141300 г. Сергиев Посад, ул. Владимирская, д. 2
Тел. / факс 8(496) 540-86-40
по познавательному развитию
Публикация «Конспект ООД „Русские обычаи, традиции и народное творчество“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
на тему: «Русские обычаи, традиции и народное творчество».
Подготовила воспитатель : Дитина И. В.
Программное содержание:
1. Знакомство детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.
2. Познакомить с историей игрушки, формировать интерес и бережное отношение к ней.
3. Расширять кругозор детей, развивать любознатедьность, формировать эстетический вкус.
Словарная работа:
Оберег, кушак, потешки, вышивка, кукла «Пеленашка», «День и ночь».
Демонстрационный материал:
Рубаха косоворотка, сарафан, расписные деревянные ложки, колпак, матрешка, дымковские свистульки, Богородские игрушки, куклы: «Пеленашка», «День и ночь».
Раздаточный материал:
1. Ткань белая- 26 х 26- 1 шт;
2. Тюль белая- 26 х 26- 1 шт;
3. Нить красная- 10-14 см- 3 шт.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и присаживаются на стульчики в полукруг.
Воспитатель:
Ребята сегодня мы с вами вспомним наших прабабушек и прадедушек, когда
они были такими же маленькими, как вы сейчас. Жили они давно - давно. Так же, как и вы любили наряжаться, но одежда у них была немного другая.
Вот посмотрите, какой у меня красивый сарафан (показ костюмов или иллюстраций). В такой одежде ходили женщины и девочки. А мужчины и мальчики одевали рубахи - косоворотки.
Вопрос: Чем украшена одежда?
Дети: Русский народ в старину украшал одежду вышивкой.
Вопрос: Как появилась на одежде вышивка?
Дети: Вышивка отражает внутреннюю красоту человека и является сильной защитой от недобрых людей.
Каждый элемент имеет свое значение:
Петушок - глава семьи (мужчина);
Маки - защита от недобрых людей;
Виноград - богатство;
Ласточки - весна, счастье;
Голуби – свадьба.
Вопрос: Где располагали вышивку на одежде?
Дети: На вороте, рукавах и подоле одежды. Это служило защитой о оберегало людей, так они считали.
Вопрос: Какого цвета нити использовали для вышивки?
Дети: Красного, чёрного, зелёного, жёлтого.
Посмотрите ребята, рубаха у мужчин подпоясана широким поясом из ткани, как он называется- кушак.
Есть такая пословица: «Подпоясанного и бес боялся».
А ещё люди в старину очень любили природу и сочиняли об этом сказки, пословицы, потешки и песни.
Вопрос: Какие Р. Н. С. вы знаете?
Дети: Колобок, Теремок, Морозко, Снегурочка, Василиса Прекрасная, Царевна- лягушка, Гуси- лебеди….
Вопрос: Какие пословицы?
Дети: «Учись доброму, худое на ум не придет»,
«Много воды- много травы»,
«Зима весну пугает, а сама тает»,
«Март с водой, а апрель с травой, а май с цветами».
Вопрос: А кто знает, что такое потешка?
Дети: Красивое, ласковое, веселое, потешное стихотворение.
1. Солнышко покажись
Красное нарядись
Чтоб год от года
Давала нам природа
Теплое летечко
Грибы в беретечко
Ягоды в лукошко
Зелёного горошка.
2. Курочка тараторочка
По двору ходит.
Цыплят водит
Хохолок раздувает
Малых деток потешает.
3. Кто на печку пошёл
Горшок каши нашёл
На печи колочи
Как огонь горячи
Пряники пекутся
Коту в лапы не даются.
Воспитатель: А еще в давние времена люди водили хороводы и играли в народные игры. Я приглашаю вас поиграть в такую игру: «Колпачок»- 2 раза.
(Дети встают в круг, водящий в центре)
Дети идут по кругу:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(После слов дети бегут к центру и приподнимают водящего на ноги и снова образуют круг)
Хлопая в ладоши поют:
«Танцуй, танцуй сколько хочешь
Выбирай кого захочешь».
Воспитатель: А сейчас присаживайтесь на стульчики. У меня для вас сюрприз. Сундучок не простой, что бы его открыть нужно произнести слова:
«Фу- ты, ну- ты лапти гнуты
Сундучок, сундучок открывай нам свой бочок.»
Давайте вместе произнесем слова. (Сундучок открываться)
Посмотрите, это игрушки: (1. Матрёшка- из дерева, элементы росписи- цветы, лепестки, волнистые линии. 2. Свистульки- дымка, глина, элементы узора. 3. Ложки- дерево, хохлома, элементы узора. 4. Кукла- «Пеленашка»- оберег, ткань, делали новорожденным детям, маленький размер, безлика.
5. Кукла «День- ночь»- оберег, ткань белая- светлый добрый день, ткань темная- спокойная, крепкий сон. 6. Богородская игрушка- дерево, без рисунка красками).
Вопрос: А как играли такими куклами?
Дети: Заворачивали, качали, пели колыбельные песенки.
Воспитатель: Давайте вместе споем «Баю- баюшки- баю».
Я очень рада, что вы знаете песни которые пели наши прабабушки. И когда вы вырастите будете петь колыбельные своим детям и русское народное творчество будет жить еще долго.
Физминутка или Р. Н. игра:- повтор 2 раза.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю сделать самостоятельно куклу «День- ночь».
Воспитатель дает объяснения выполнения изготовления куклы.
- Но перед тем, как начать работать разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика- повтор 2 раза.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте вернемся из мастерской в группу, а кто не закончил работу сможет это сделать чуть позже.
(Дети выходят из за столов и подходят к воспитателю)
Анализ: О чем мы сегодня с вами говорили? Что вам больше всего понравилось в нашем занятии? Что запомнилось из занятия?