Сандый -оол Сылдысмаа
Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой на тему : Игра-путешествие «Устное народное творчество»
Цель:
-Формировать целостное восприятие об устном народном творчестве, как о разделе художественной литературы.
Задачи:
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Образовательные: продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах устного народного творчества; учить узнавать сказки по заданию; доставить радость и эмоциональное равновесие.
-Развивающие : Развивать фантазию, воображение, ум, смекалку; развитие речи, обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи, поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.
Предварительная работа: заучивание загадок, чтение сказок, заучивание частушек, поговорок, пословиц, песенок, проведение беседы об устном народном творчестве тувинского и русского народа.
Методы и приё мы: игровой, словесно-логический, наглядный, двигательный; художественное слово (пословицы, поговорки, сказки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
Оборудование: иллюстрации сказок, музыкальные инструменты.
Словарная работа: активный - пословицы, поговорки, считалки, загадки; пассивный- устное народное творчество, фольклор, фантастический.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
1. Организационная часть
-Здравствуйте ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздороваемся с ними.
-Скажем «Здравствуйте руками!
-Скажем «здравствуйте ногами!
-Скажем «здравствуйте глазами!
-Скажем «здравствуйте мы ртом- станет радостно кругом!
(Слайд № 1)
-Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы живём? (в России)
- Россия огромная страна. А мы с вами где живём? (в Республике Тыва)
-Как называется столица Республики Тыва? (г. Кызыл)
-Наша республика многонациональная, но большую часть населения составляет русские и тувинцы.
-Мы сегодня будем говорить об устном народном творчестве русского и тувинского народа.
- Устное народное творчество - это словесное творчество народа, которое передавалось из уст в уста, из поколения в поколение.
- По-другому называют устное народное творчество - фольклор.
- А фольклор - это пословицы… помогите мне пожалуйста (поговорки, загадки, песни, считалки, сказки и тд).
- Как и на чём путешествовали сказочные герои? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело).
-А мы будем путешествовать на ковре-самолёте.
Если вы готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество»
2. Виртуальное путешествие по станциям жанров устного народного творчества.
(1 слайд детский сад)
- Чтобы ковёр-самолёт взлетел, надо взяться за него ручками и произнести волшебные слова: «Ковёр-самолёт! Отправляйся в полёт!» и добраться до первой станции.
-Вот и приземлились на станцию пословицы, ковёр аккуратно положим.
(Слайд 2)
1 станция «Пословицы»
Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, об орудии труда, о природе.
Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.
- О чем бывают пословицы? (о природе, о дружбе, о человеке)
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Делу время, потехе – час.
Терпение и труд все перетрут.
Семь раз примерь, один раз – отрежь.
Умелые руки не знают скуки.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, человека - труд.
- Какие о дружбе?
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Все за одного, один за всех.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-В русском фольклоре много пословиц и поговорок. У тувинского народа тоже есть свои пословицы и поговорки. Какие на тувинском языке пословицы знаете (можно на тувинском языке)
Агы чечээ ажыг, артык сос анчыг.
Эштигде хоглуг, эптигде куштуг.
Дус чокта амдан чок, тура чокта куш чок.
Ада созун ажырып болбас, ие созун ижип болбас.
-Молодцы, ребята как много пословиц знаете.
(Слайд №3)
- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.
«Ковёр-самолёт, отправляйся в полёт!»
-Мы прилетели на станцию Считалки.
2 станция «Считалки»
- Какие считалки знаете вы?
-Где вы их используете?
Эти считалки вы можете использовать в своих играх, когда выбираете ведущего.
-Приглашаю вас продолжить наше путешествие, скажем заклинание. «Ковёр - самолёт отправляйся в полёт»
-Мы прилетели, станция называется «Народные игры»
3 станция «Народные игры»
(Слайд № 4)
-На свете немало игр, в которые дети любят играть. Давайте вспомним, поиграем.
С помощью считалки выбираем ведущего.
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
Тувинская народная игра «Купи барана»
Отправляемся к следующей станции. Скажем заклинание:
«Ковёр-самолёт! отправляйся в полёт»
-Прилетели на станцию песни.
4 станция «Песни»
(Слайд № 5)
В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет – это случается когда человеку слов мало, рождается задушевная песня.
Песни бывают:
-хороводные - праздничные;
-частушки;
-колыбельные
-А какие музыкальные инструменты вы знаете? (ложки, свистульки, трещотки).
-У тувинского народа есть такие музыкальные инструменты как игил, хомус.
Дидактическая игра «Найди лишнее»
-Кто желает спеть частушки?
(Звучат частушки в исполнении девочек.)
1. Начинаю я припевку
Первую начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2. Наш любимый детский сад
Много разных здесь ребят
Все такие разные
И такие классные.
5. Я частушки вам пропела
Хорошо ли, плохо ли
А теперь прошу я вас
Чтобы вы похлопали.
3. Хола чаактыг хомузумну
Хойлап алгаш чоруур-ла мен
Чес-ле чаактыг хомузумну
Ченнеп алыр чанныг-ла мен.
4. Корушпести коруштурген
Козенектиг садигимни
Козенектиг садигимден
Коруп алган зштеримни.
-Отправляемся на следующую станцию и скажем заклинание: «Ковёр - самолёт! Отправляйся в полёт!»
-Вот и прилетели на станцию сказки.
5 станция «Сказки»
(Слайд 6)
Сказка - сказывать, рассказ. о чём-то необычном, фантастическом, о невероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса.
-Ребята, по иллюстрациям назовите названия сказок и героев. (на мольберте иллюстрации по сказкам).
Приглашаю вас продолжить путешествие и произносим заклинание: «Ковёр-самолёт! Отправляйся в полёт!»
Приземлились на станцию загадок.
6 станция «Загадки»
(Слайд № 7)
Что такое загадки? В загадках отражается жизнь человека и окружающего нас мира: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы.
-Дети, загадаем друг другу загадки.
(Затем всем загадывается русские и тувинские загадки.)
Кто может ткать без станка и рук? (паук)
Кто может говорить на всех языках? (эхо)
Что после 7 лет козе будет? (8 пойдет)
Четыре брата под одной крышей стоят (стол)
Она весь мир кормит, а сама ничего не ест. (земля)
Рисование отгадки загадки.
-Я предлагаю вам нарисовать отгадку этой загадки. Что на земле растёт? (растения, деревья, цветы)
-Но перед тем, как приступить к работе поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Любимые сказки»
Будем пальчики считать
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок,
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку - Бурку
Нашу вещую каурку,
Про жар- птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
-Присаживайтесь за столы поудобнее, спинки выпрямили ноги вместе. Перед вами альбомный лист, карандаши лежат. Рисуем что на земле растё т: деревья, цветы, трава.
(Дети рисуют под музыку)
-Ребята заканчиваем работу, покажите гостям свои работы.
Итог занятия.
-Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад. Полетим домой на нашем ковре-самолёте, беритесь за ковё р и скажем заклинание: «Ковёр-самолёт! Отправляйся в полёт!»
(Слайд № 8 детский сад)
Рефлексия по занятию.
-Вот мы и прилетели в наш любимый детский сад. Где мы с вами побывали? Что мы с вами повидали? Вам понравилось наше путешествие? Что именно понравилось? Были ли затруднения (индивидуальные ответы детей)
Скажем гостям до свиданья!