Елена Хамуева
Открытое занятие — творческая мастерская «Узоров незатейливый сюжет» для учащихся коррекционной школы VIII вида (11–12 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель –
Образовательная – познакомить учащихся с элементами орнамента и его использовании в украшении национальных костюмов.
Воспитательная – воспитывать уважение и любовь к народным традициям, формировать навыки коллективной деятельности.
Коррекционная – корригировать и развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, развитие сенсорных процессов.
Валеологическая – создать условий для физического и психологического здоровья учащихся.
Методы обучения – словесный, продуктивный, наглядно-демонстрационный.
Публикация «Открытое занятие — творческая мастерская „Узоров незатейливый сюжет“ для учащихся коррекционной школы VIII вида (11–12 лет)» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Орнамент и узоры
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Формы работы – коллективная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование – компьютер, мультимедийное оборудование, шнуровки (национальные костюмы, раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Психологический настрой учащихся
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Елена Владимировна. Я приехала к вам из Прибайкальского района и привезла вам частичку тепла своей земли. Я хочу поделиться с вами этим теплом. (Передаю тепло руками).
Воспитатель: Я очень надеюсь, что сейчас ваше настроение поднялось и уверена, что наше радужное настроение не покинет нас до конца занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по национальным традициям, а именно, познакомимся, как цвет и узор используется в русской и бурятской культурах и даже сами попробуем украсить национальные костюмы.
Ребята, как вы понимаете выражение «радужное настроение»? (ответы детей).
(Слайд Радуга).
Воспитатель: А теперь давайте назовем все цвета радуги. Скажите, какие цвета нравятся вам? (ответы).
Воспитатель: А вы знаете, что и в русской и в бурятской культурах каждый цвет имеет свое значение? Сейчас мы с вами попробуем разобраться в этом.
Ну что, поговорим о цветах?
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете (белом)
Как вы думаете, что обозначает белый цвет?
Воспитатель: Белый цвет символизирует чистоту помыслов (т. е когда у человека нет плохих мыслей)
Воспитатель: А теперь давайте порассуждаем, может ли белый цвет использоваться в узорах? Как вы думаете - он может быть фоном, то есть основой для узора? Сегодня мы будем использовать белый цвет в виде фона для наших праздничных ковриков.
Посмотрите слайды (Слайды с узорами).
(Стихотворение)
Как вы думаете, о каком цвете мы сейчас будем говорить? – желтый
(слайд солнце).
Желтый цвет - символ любви, ассоциируется с золотом.
Посмотрите слайды, как жёлтый цвет используется в орнаменте.
(слайды с узорами).
Следующий цвет – зеленый.
(Слайд). Воспитатель: Цвет травы и листьев, цветущей земли, ассоциируется с началом пробуждения природы, приходом тепла, изобилия молочных продуктов. Это символ Земли, символ вечной жизни. Теперь мы с вами найдем узоры зеленого цвета.
Стихотворение – загадка.
Этот цвет любим в народе,
Много цвета и в природе.
Этот цвет прекрасный,
Называем … – красный (Слайд).
Воспитатель: Красный цвет - символ радости. Обозначает все красивое, прекрасное, символ красоты, святости: «красное солнышко». Найдите узор красного цвета, посмотрите, как этот цвет используется в орнаменте. (Слайд)
Спокойны и чисты Байкала воды,
И благородны и просторны неба своды,
Прозрачны и светлы, как вечер зимний,
Художник их раскрасил в (синий).
(Слайд).
Воспитатель: Синий цвет - символ постоянства. Как вы думаете, с чем ассоциируется синий цвет? Правильно, синий цвет ассоциируется с небом и водной синью. (слайды)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю украсить коврики, используя элементы национальных орнаментов.
(Словарная работа – орнамент, что такое орнамент). Орнамент – узор из повторяющихся элементов. Прочитать вместе с детьми.
(Слайд – орнамент).
Чаще всего в бурятских орнаментах используются растительные узоры,
волны, геометрические фигуры и узоры в виде рогов животных.
Воспитатель: В русских орнаментах также используются геометрические фигуры, растительные узоры и изображения птиц.
Каждый элемент орнамента имеет свое значение и смысл.
(Слайды с орнаментами русскими и бурятскими (волна, цветы, круги)
Перед вами картон, который будет основой нашего коврика.
Какой формы картон? (Прямоугольной).
А на ощупь? (гладкий или шершавый).
Воспитатель: В лотках находятся элементы русского и бурятского орнамента. Один из вас оформляет коврик с русским орнаментом, а другой - с бурятским.
Самостоятельная работа детей. (Звучит музыка)
Воспитатель: Давайте теперь объединим ваши коврики в один большой и красивый ковёр. Каждый из вас выйдет к доске и прикрепит свой коврик.
Полюбуйтесь, ребята, какой у нас получился прекрасный ковёр.
Какие цвета орнаменты мы использовали?
Давайте вспомним, о чём они говорят? (цвета)
Валеологическая пауза.
Воспитатель: А сейчас все встали, закрыли глазки и представили белый цвет. И подумали о чём-то очень хорошем и добром. Откройте глазки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вспомните желтый цвет - цвет солнца, тепла и потянитесь к солнышку. Теперь наклонитесь вперед, погладьте травку зеленого цвета и цветочки. А теперь окуните руки в синие волны Байкала и представьте себе, как он шумит.
Молодцы, ребята, а теперь все сели.
Воспитатель: И я предлагаю вам украсить костюмы, так как сейчас идёт праздник.
Подскажите мне, какой?
Воспитатель: И приближается русский народный праздник, который символизирует приход весны. Какой праздник?
Воспитатель: Давайте вместе украсим национальные костюмы – русский костюм, бурятский костюм. (Показ макетов).
Воспитатель: Перед вами орнаменты, вам нужно выбрать орнамент, соответствующий русскому или бурятскому костюму.
Воспитатель: Но вместо нитки и иголки мы будем использовать шнуровку. Приступаем к работе, я вам буду помогать.
(Звучит музыка). Работа детей. Индивидуальная помощь.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые костюмы с национальным орнаментом у нас получились. Вам нравятся?
Как вам работалось на сегодняшнем занятии?
С чем мы с вами познакомились?
Итог: мы сегодня окунулись в культуру бурятского и русского народа. Узнали очень много интересного и познавательного. Изготовили ковер Дружбы.
И мне очень понравилось с вами работать!
Воспитатель: И сейчас, ребята, я приглашаю вас примерить костюмы и сфотографироваться на память. (На фоне песня «О дружбе».)
Спасибо за работу!