Мария Тимохина
Конспект открытого занятия «Создание ситуации успеха на занятии фортепианного ансамбля» для 1-го и 3-го годов обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив педагогов Дома творчества №1 развивает творческие способности обучающихся разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Наши педагоги стараются сохранить у детей желание учиться, стараются наладить психологический контакт с учащимися. Главная задача состоит в музыкально-педагогическом приобщении каждого из учащихся к богатым музыкальным традициям и к тем из новых музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность. Важную роль в этом играют коллективные виды творчества: коллективное музицирование, ансамблевое музицирование и индивидуальный подход к обучению игре на музыкальных инструментах. Совместные концерты обучающихся и педагогов формируют их духовный мир, стремление к добру, красоте, человечности. Расцветет талант ученика или поникнет, зависит от психологического климата на занятии : в одних условиях обучающийся чувствует себя некомфортно, стремится покинуть занятие и их личностный рост замедляется, в других – обучающийся функционирует оптимально и получает возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Основные первоначальные усилия педагога направлены на создание доброжелательной окружающей среды, в которой обучающийся освобождается от соревновательного стресса с другими обучающимися, от отрицательной критики и сарказма, что помогает ему достичь высшего уровня исполнения в пределах своих способностей. Через игровую форму обучающиеся приучаются получать удовольствие, работая старательно, как обычно бывает, когда они делают что-то с большим желанием; тем самым воспитывается внутренняя дисциплина.
Публикация «Конспект открытого занятия „Создание ситуации успеха на занятии фортепианного ансамбля“ для 1-го и 3-го годов обучения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Одной из главных задач педагога в классе фортепианного ансамбля является не только создание ближайший и дальних перспектив развития обучающихся, но и создание мажорного тона образовательного процесса, то есть обеспечение психологического комфорта на занятии. Создание благоприятного психологического климата на занятии фортепианного ансамбля является важным компонентом деятельности педагога, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах обучающиеся будут способны реализовать самые неожиданные креативные идеи. (показ ансамбля Савкина А. Юрьева А.)
Создание благоприятного климата на специальных уроках (фортепиано, ансамбль, является делом не только ответственным, но и творческим. От педагога требуется понимание психологии обучающихся разного возраста, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений с другими обучающимися.
Чтобы атмосфера на занятии была благоприятной, педагогу необходимо выполнить следующие условия:
1) обучающийся на занятии должен чувствовать себя в психологической и эмоциональной безопасности;
2) у обучающихся должно быть сформировано положительное отношение к самому себе и чувство собственной, неповторимой уникальности;
3) педагог должен быть другом, добрым наставником для обучающегося;
4) дружеские отношения должны поддерживать все обучающиеся друг с другом
5) учить обучающихся разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть на других занятиях или с одноклассниками.
Наблюдая за обучающимися, я понимаю, когда им не очень комфортно на занятии : они смущаются, чувствуют себя неловко, не смотрят в глаза педагогу, начинает пропускать уроки. Главное для меня вовремя завладеть ситуацией и помочь преодолеть некомфортное состояние и показать, что педагог рядом, к нему можно обратиться с любой просьбой или вопросом. Такие отношения помогают создать особые доверительную атмосферу между обучающимся и педагогом. Одним из главных принципов современной методики преподавания является недопустимость психологического давления на ученика. «В педагогике не должно быть насилия» (В. Б. Болдырев). С точки зрения преподавания - авторитарный подход неприемлем. Обучение ребенка не должно быть принудительным, иначе оно не эффективно и мешает гармоничному развитию личности, поэтому очень важно добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого ребенка. Целью каждого урока должно быть познание музыки через исполнение на инструменте. В своей практике мы применяем такие методы обучения, которые соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру определённого ученика (показ ансамбля Луцко О. Павлова Е.) Управление деятельностью учащихся требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуации ожидания завтрашней радости. Осознание ребёнком своего успеха в игре на музыкальном инструменте и ожидание перспектив его развития являются могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей. Таковы основные идеи и принципы педагогики успеха, которыми мы руководствуемся для совершенствования воспитательно-образовательного процесса нашей школы и достижения ее основных целей и задач. От того как складываются отношения между педагогом, обучающимся и родителем, зависит успешность воспитательного процесса. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно организовать интересную совместную деятельность. Следовательно, целесообразно значительную часть работы организовывать одновременно с обучающимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Для этого с родителями надо советоваться, вместе размышлять, договариваться о совместных действиях. Часто приходится на помощь привлекать такие качества как терпение и такт.
Мне бы хотелось остановиться на «золотых» правилах создания психологического комфорта на занятии, про которые следует помнить любому педагогу:
1) «оставить за дверью» плохое настроение перед началом урока;
2) обращаться к ученику только по имени;
3) не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета;
4) корректность поведения педагога снижает напряжение в общении с учеником;
5) не сравнивать успехи отдельных обучающихся;
6) не кричать и не оскорблять ученика, ни при каких обстоятельствах;
7) хвалить ученика лучше при всех, а прощать его проступки наедине;
8) замечать малейшие успехи обучающегося, так как от постоянных неудач они озлобляются;
9) на занятии создавать ситуацию успеха;
10) помнить, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
11) улыбка открывает все двери!