Елена Орлова
Опыт работы «Создание социальной ситуации развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание социальной ситуации развития дошкольника
Нередко можно слышать от родителей жалобы на то, что ребёнок не хочет ходить в детский сад. Причина одна, ребёнку в саду некомфортно. Воспитателям необходимо обеспечить эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы детей, т. е. создать благоприятную социальную ситуацию развития дошкольников.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что
сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые
Публикация «Опыт работы „Создание социальной ситуации развития дошкольника“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
устанавливаються у ребенка с социальной средой.
К концу дошкольного дошкольного возраста складывается внеситуативно-личностое
общение. Центром социальной ситуации является врослый как носитель
общественной функции (взрослый - мама, врач и т. д.). Дети рассказывают о
том, что для нихв данный момент являеться важным. Общение со взрослыми
развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности
дошкольника, расширения его знакомства с окружающей
действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится
речь, поэтому в группе уделяется большое внимание развитию
диалогической и монологической речи через использование игровых
технологий. Ребенок активно стремиться к обсуждению со взрослым
поведения и поступков других людей и своих собственых с точки зрения
нравственых норм. Но для бесед на эти темы требуется более высокий
уровень развития интелекта. Ради этой формы общения он отказывается от
партнерства и становиться в позицию ученика, а взрослому отводить роль
учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка
к обучению.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают все больше общаться друг с
другом. Именно в этот период возникают первая дружба. В группе
поощараются первые дружеские проявления, обращаем внимание детей на
ваимоотношения, взаимопомощь, взаимоподержку между друзьями. Мы
мотивируют на развитие дружеских взаимоотношений детей, развивающая
среда организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно
выбрать себе занятие по интересам, организовываясь в группы, подгруппы
(шахматы, шашки, домино, настольно- печатные игры, настольные игры с
правилами). В группе учтены особенности игры мальчиков, так как мальчики
любят более подвижные и активные игры, им нужно больше пространства.
Девочек же объединяет интерес к раскраскам, художественному творчевсту и
им нужно не так много пространства, но необходимо место для уединения,
где можно <<посекретничать>>, учтены предпочтения к видам игр. И девочки,
и мальчики любят конструкторские игры, игры-<<бродилки>>. Поэтому в
группе имеется большой выбор конструкторов, настольно-печатных игр для
самостоятельной деятельности, учитывающих интересы девочек и
мальчиков.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому - то
делают больше замечаний, кого - то чаще хвалят и т. п. Это может создавать
у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы
донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно
ввести в жизнь группы некоторые традиции.
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо
подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться
при чествование каждого именниника (традиционую хороводовую игру -
например <<Каравай>>). В группе есть ещё одна традиция, проведение игры
<<Спасибо>>, с целью отметить все положительные, чем отличился каждый
ребенок. Перед обедом или во второй половине дня, например, перед
прогулкой предложить всем детям сесть в кружок, чтобы по поговорить <<о
хорошем>>. Затем необходимо коротко рассказать что-то хорошее о каждом
ребенке и спросить каждого ребенка, кому он хочет сказать << спасибо>> и за
что. Самое главное, что каждый ребенеок услышит о себе что - то
положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие - то достоинства.
Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает
самоуважение у каждого ребенка. Дети очень любят заниматься своим делом
за общим столом. Вместе с детьми сдвигаем столы и начинаем что -
мастерить, рассматривать. Немедленно к нам присоединяются еще многие
дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что - то свое, так, как он
хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с
другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя
идеи или способы их реализизации. Эти моменты спокойного и
бесконфилктого общения так же способствуют созданию дружелюбной
атмосферы в группе.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается
психологическим пространством безопасной среды, которая является
одновременно и развивающей, и психотерапической, и
психокорекционной, т. к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются
психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а
на учебную деятельность, на творчевство.