Наталья Батурина
Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедическом занятии
▼ Скачать + Заказать документы
Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Система логопедических коррекционно-развивающих занятий, такое воздействие, которое предполагает ежедневный и кропотливый труд для ребенка, необходимость выработки усидчивости и подчинения требованиям взрослого
Публикация «Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедическом занятии» размещена в разделах
Словесные, наглядные и практические методы формирования мотивации дошкольников используются в логопедической практике с помощью игровых приемов.
Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Начальной мотивацией к игровому действию служит поведение педагога, когда он является не только организатором и контролером, но и непосредственным участником игры, ее эмоциональным центром «заражающим своей увлеченностью. Когда ребенок впервые приходит на массаж язычка с целью снятия напряжения ему декламируется стих «жил на свете человек скрюченные ножки», затем логопед предлагает ребенку провести дорожки по его язычку и запомнить какими они были: вертикальными, горизонтальными, зигзагообразными. Так художественное слово выступает мотивацией к массажу и снимает чувство страха перед неизведанным.
Самомассажи рук и мимической мускулатуры, дыхательная гимнастика сразу полюбились ребятам, они находят их занимательными и очень веселыми
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Но, когда упражнения составляют сказку и игровой ситуацией увлекают в мир веселого сюжета, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. Яркие рисунки и стихотворные тексты повышают мотивацию в трудной для них работе над выработкой правильного звукопроизношения.
Любой поставленный ребенку звук следует многократно повторять в слогах и это очень утомительно. Звук Л сложный и начинаем мы его автоматизировать в слоге ЛА. Приведу пример обыгрывания такой ситуации. Я рассказываю ребенку сказку «Горшочек каши», предлагаю нарисовать сюжет к сказке и договаривать последний слог ЛА
«В горшке каша закипе…ЛА,
Зашипе…ЛА,
Запыхте…ЛА,
Крышечку приподня…ЛА,
И наружу пополз…ЛА,
Со сто…ЛА,
Затем со сту…ЛА,
Потихоньку соскользну…ЛА,
Дтянулась до угла…ЛА,
Всю квартиру зали…ЛА,
Машу чуть не обожг…ЛА,
К Маше каша в рот вполз…ЛА,
И в карманы затек…ЛА,
В рукава к нам забежа…ЛА
И стекать по пальцам ста…ЛА,
Весь наш город зали…ЛА,
Чудеса, ну и де…ЛА»
Мы видим, что в роли мотивации выступает, как художественное слово, так и одно из любимых детьми занятий – рисование.
Отрабатывая тот или иной звук в словах, предлагаю детям игру «Шагалку» или «Бежалку». Дети поочередно бросают игральный кубик и четко «прошагивая» пальчиками по картиночкам, правильно называют соответствующее число картинок. А игра «Бежалка» наполнена драматизмом, так как дети стремятся догнать, либо перегнать лидера. Мотивацией здесь выступает элемент соревнования. Постепенно выходим на автоматизацию звука.
У нас есть полифункциональная кукла, которой дети дают имя в зависимости от нужного звука и наряжают в вещи, цвет которых содержит определенный звук. Кукла может быть Машей, Маргаритой, Зоей. Так постепенно в игре формируется рассказ : «У моей куклы Милы желтое платье, белые колготки, желтые башмачки. Кукла Мила очень мила у нее и голубые волосы, и желтые бантики. Я буду мыть ей голову, и укладывать куклу спать» (автоматизация Л в рассказе, тексте) Здесь мотивирует ребенка сама манипулятивная деятельность с игрушкой, особенно любимой девочками.
Игрушки используются на занятиях, как гости, герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Слоник эквилибрист, предлагает детям игру «Ловишки» жонглирует звуками, бросая их детям в ладошки, из которых детки составляют слова. Бегемотик Топ-Хлоп задает различные ритмы, утенок Матрос предлагает повторить гудки своего пароходика, развивая у детей фонематические процессы. К нам приходит ёжик Звукоежка, кукла рассказывающая детям о частях тела, крокодил Гена. Герой Звукознайкин предлагает девочкам прогуляться под дождем, которые с радостью имитируют кончиком языка по альвеолам капельки дождя, падающие в цветочек, на ладошку, барабанящие по крыше. А мальчиков, Звукознайкин зовет на поле, где происходят военные учения, ребята имитируют стрельбу из пушки, пулемета, заводят мотоцикл, точно, таким же способом, как и девочки - вырабатывая подвижность кончика языка с целью постановки звука Р.
Игрушки, погружают детей в какую-либо сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям. В конце занятия они благодарят детей за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся произносить какой-либо звук, но и помогают сказочному герою.
Веселый садовник загадает загадки о цветах и расскажет, как за ними ухаживать. Не теряет актуальности мяч, он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр, мячи – ежики для проведения массажа рук.
С помощью игровых приемов можно Эффективно преподносить ребенку речевой материал с целью стимулирования мотивации:
Встречаем гостя;
письмо;
план;
путешествие по карте;
стройплощадка;
зоопарк;
цирк;
занятие-сказка;
веселая школа и т. д.
Так дети прекрасно себя чувствуют в театральной деятельности, примеряют на себя роли охотников в логосказке, артистов - пропевая рифму с изменением модуляции голоса. О, счастливчиков, когда отгадывают слово по называнию логопедом гласных звуков одной из 4-х картинок с выделением ударного.
Ребенок в роли спасателя – дифференциация звуков С-Ш
Перед детьми синее озеро с большими льдинами на которых, размещены фигурки животных. Не самым коротким путем, петляя, передвигая вездеход, игрок спасатель озвучивает движение. Когда вездеход плывет звучит песенка – водички ССС, когда идет по льдине, гусеницы шуршат Ш Ш Ш. Спасатель спасает зверей правильно их называя, а если делает ошибку вездеход переворачивается и в спасательную экспедицию отправляется другой игрок. В конце игры, дети получают ордена 1 2 3 степени в зависимости от количества спасенных зверушек.
Ребенок в роли путешественника – префиксальный способ словообразования. Все помнят шутку: «Ехали мы, ехали», ребенку дается инструкция: Представь, что ты собрался отдохнуть летом на море. Рассмотри план и дополни мой рассказ нужными словами. Какими видами транспорта будем добираться до моря?» Так ребенок добирается на мотоцикле и отрабатывает нужные слова: въезжаю в горку, объезжаю озеро, переезжаю кочки. Затем, проделывает то же со словами – лететь и плыть. И по пути знакомится с новыми словами: железнодорожный вокзал, аэропорт. В данном случае мотивацией является сама роль путешественника.
Несомненно, все дети любят волшебство, которое тоже мотивирует на действия. Например, белочка приходит к ребенку с заданием: «Ребята, помогите мне совершить превращения, для этого нужно, чтобы во всех названиях представленных картинок, чудесным образом появился звук Ш». Дети озадачены: «Но, как в слове рыба, может появиться звук Ш? Вот так задание!» Тогда на помощь детям приходит лесная фея : рыба – рыбешка, муравей – муравьишка, мама – матушка и т. д.
Возвращаемся к автоматизации звука Л – заколдованные предметы, которые превратились в половинки (припорошены снегом –ватой). Была елка - стала полуёлка, была полуёлка, стала елка. Злая ли это колдунья или добрая фея, мы узнаем по тому, какими красками раскрасил ребенок силуэт фигурки феи.
Очень любят дети задание на зрительно - пространственную ориентировку на листе бумаги, да еще, если выступают в роли помощников, - так они помогают соловью расположить картинки по заданным уголкам, в верхний правый или нижний левый. А Михаил Потапыч плачет, что художник до дождя успел нарисовать только его подругу белочку, а остальные домики остались пустыми. Дети охотно помогают сказочному зверю. Положительной мотивацией является смена различных видов деятельности. Так преследуя целью согласование числительных с существительным и автоматизацию звука Ц ребенок выполняет задание манипулируя игрушками, цифрами, далее производит обводку и выполняет аппликацию в рамках заданной цели.
И конечно - же возможность подвигаться во время занятия дети воспринимают, как счастливый момент. Логоритмические упражнения способствуют развитию речи. Здесь сама двигательная активность является мотивацией.
Таким образом показателями эффективной мотивации являются: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность - положительный эмоциональный фон, эмоциональные «всплески», проявления интереса к заданию, сосредоточенность на нем Когда мы видим, что ребенок целенаправленно действует и доводит дело до конца, когда он способен не отвлекаться на посторонние раздражители и от самого ребенка исходит инициатива в ожидании следующего занятия, мы убеждаемся, что в недрах игры рождается учебный мотив.