Татьяна Анисимова
Открытое занятие «Путешествие в Окский заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие «Путешествие в Окский заповедник»
старший дошкольный возраст
Программное содержание
Задачи:
• образовательные: расширять и систематизировать представление детей о заповедниках; закрепить знание детей о Красной книги, о растениях и животных Рязанского края, занесенных в нее; учить узнавать и различать их по внешнему виду;
• развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
Публикация «Открытое занятие „Путешествие в Окский заповедник“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• воспитательные: воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней; формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
• коррекционные: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять четкое произнесение слов и звуков в речи.
Оборудование: фотографии обитателей Рязанского заповедника, занесенные в Красную книгу, аудиозапись, проектор, ноутбук, презентация «Окский заповедник».
Предшествующая работа: рассматривание фотографий, открыток о заповеднике и животных, занесенных в него; чтение художественной литературы.
Ход ЗАНЯТИЯ
Группа оформлена в виде леса: деревья, ландыши, журавли. Дети встают полукругом возле воспитателя.
Приветствие «Здравствуйте»
Здравствуйте ладошки –хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ!
Здравствуйте щёчки – шлёп, шлёп, шлёп!
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте зубки – щёлк, щёлк, щёлк!
Здравствуйте гости! Здравствуйте!
Воспитатель: Много на земле растений и животных, которых мы можем видеть каждый день в лесу, парке, дома. Есть такие животные, которых мы можем увидеть в зоопарке. Но есть такие растения и животные, которых на земле осталось очень-очень мало. Их также называют – редкие растения и редкие животные. Поэтому их надо беречь и охранять. Вот для этой цели создаются заповедники. Если бы их не было, то многие растения и животные просто бы не существовали. Что же такое заповедник?
Дети: Это место, где вся природа охраняется человеком. В заповеднике нельзя рубить деревья, рвать цветы, стрелять птиц и зверей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Заповедник – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии.
Ребёнок читает стихотворение «Заповедник».
«Заповедник» - это слово всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют, кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту, проявляют здесь заботу
О растениях лесных, луговых и полевых
Водоемов и болот. Вся природа здесь живет
Под охраной человека много лет, от века к веку.
Воспитатель: Вы правильно заметили: вся природа неприкосновенна. А какая бывает природа? (живая и неживая, что относится к живой, что к неживой). В заповеднике охраняется живая и неживая природа: вода, воздух, земля, животные, растения, птицы и т. д. Но цель заповедников не только сохранение, но и разведение редких, давно исчезнувших видов животных, птиц, просветительская работа.
В заповедник приезжают только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Вот сегодня мы отправимся на прогулку в наш Окский заповедник, но вначале вспомним правила поведения в лесу. (на мольберте представлены картинки «Правила поведения в лесу»
Слайд 2Воспитатель: Теперь можно пройти в автобус. А чтобы нам в пути не было скучно, мы споем песню.
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем»
Слайд 3Воспитатель: Вот мы и прибыли на место, (дети выходят и встают возле воспитателя). Послушайте, как весело поют птицы (аудиозапись «Ребенок в лесу»). Как здесь спокойно.
Появляется научный сотрудник (Н. с.) Окского заповедника, здоровается и представляется.
Н. с. : Ребята, вы прибыли в Окский заповедник – это огромный зелёный край с множеством красивых уголков. Я расскажу вам о некоторых растениях, животных и птицах нашего заповедника, занесенных в Красную книгу.
Воспитатель: Вы знаете, а наши дети очень много знают растений, животных и птицах нашего заповедника, занесенных в Красную книгу. Вы можете задавать им вопросы.
Н. С: Хорошо, мой первый вопрос. А вы знаете, что такое красная книга?
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
Н. с. Правильно, давай пройдём и посмотрим растения. Вы знаете, что это за растение (на мольберте представлены два растения - венерин башмачок, чилим)
Дети: Венерин башмачок
Воспитатель: Правильно. Удивительная судьба у некоторых этих растений. О них слагают легенды, Какую легенду вы знаете?
Дети: Забрела однажды в северные леса Венера, и увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. И соловей откуда-то прилетел, начал богиню красоты славить, а Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила - пусть ноги отдохнут. когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: "венерин башмачок".
Воспитатель: А это что за растение?
Дети: Это чилим или водяной орех. Это очень древнее растение. Он существовал еще в те времена, когда у нас росли пальмы и бродили по земле вымершие теперь животные. Орехи его очень питательны. В них много крахмала. Его можно употреблять в пищу в сыром и вареном виде. Из ореховой муки пекут оладьи, а из дробленого ореха варят кашу. Благодаря ему жители многих стран Азии, Китая, Индии спасались от голода. Им питаются кабаны, гуси, утки, водяные крысы.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Н. С. : Ребята мне пора идти, меня ждёт работа, а в память об Окском заповеднике, я вам подарю диск.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем (проводится физкультминутка, дети присаживаются).
Физкультминутка «Цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
(После физкультминутки дети переходят к новому стенду, на котором развешаны иллюстрации животных).
Слайд 4Воспитатель: А теперь мы с вами поговорим о животных Окского заповедника, занесенных в Красную книгу. Кто это?
Дети: Выхухоль.
Слайд 5Воспитатель: Правильно. Выхухоль – необычное животное. На голове у нее хоботок с голым пятачком, а хвост цилиндрический у основания и плоский в конце. Ноги у нее небольшие, плохо приспособленные к земле. Пальцы на ногах соединены перепонкой. Почему?
Слайд6Дети: она очень быстро плавает и хорошо ныряет. Она устраивает норы на берегу водоемов, под корнями деревьев. Питается выхухоль рыбой и водными насекомыми.
Воспитатель: А почему выхухоль занесена в Красную книгу?
Дети: У нее очень мягкий и красивый мех. Он почти не намокает, так как смазан жиром. А ведь это очень важно для зверька – ведь он плавает и зимой.
Воспитатель: Молодцы! А следующие животное, вы отгадаете.
Ребёнок загадывает загадку.
Он хозяин леса, рощи,
Обладает силой, мощью.
Охраняется законом.
Вес его в пределах тонны.
Высота – два метра в холке,
Есть рога и есть копыта,
Тело шерстью все покрыто.
С кистью хвост его короткий,
Борода на подбородке…
Он питается корою,
Также - листьями, травою…
Первым зверь не нападает -
При угрозе убегает.
В гневе, в ярости ужасен -
Для обидчиков опасен.
Справедлив всегда и мудр
Беларуси символ - …
Слайд 7 Дети: Зубр.
Слайд 8, 9 Воспитатель: Он какой, на кого похож, что у него есть (ответы детей)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру. Чем питается зубр и выхухоль? Выберите из картинок нужные.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы много знаете о растениях и животных Окского заповедника. А сейчас у нас поэтическая страничка.
Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели, утопая в небе журавли.
Вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья свой немногочисленный народ
Николай Алексеевич Заболоцкий
Слайд 10 Кто догадался, о ком сейчас пойдет речь? Верно, о журавлях. В Окском заповеднике есть питомник редких видов журавлей. Он был образован давно.
В нем содержится 7 видов журавлей, обитающих в России. Давайте познакомимся с этими удивительно красивыми птицами. Постарайтесь запомнить названия.
Слайд 11- 17 Журавли Окского заповедника :
Серый журавль, Японский журавль, Даурский журавль, Черный журавль, Канадский журавль, Журавль – красавка, стерх. Из всех видов, живущих в питомнике, серый журавль – единственный «родной» вид для Рязанского края, его можно встретить в наших краях.
Слайд 18 На этом слайде вы видите, как научный сотрудник выкармливает детёныша стерха.
Слайд 19 Ещё был придуман дельтаплановой проект. Научные сотрудники с детства приучают птенцов к гулу дельтаплана. Учат птиц летать за машиной, как за лидером стаи. А когда приходит время, организуют миграцию птиц к месту зимовки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много знаете о нашем заповеднике. Это наше богатство, наша гордость. Природа наш большой друг. Поэтому люди охраняют ее, много трудятся, чтобы приумножить ее богатство. А теперь нам пора возвращаться. (проводится физкультминутка).
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками
(присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками.
(встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
(«машут крыльями» и кружатся)
Звери шли не слышным шагом,
(идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам.
(прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте, лицом в круг)
Слайд 20 Дети «садятся» в автобус. Вот и закончилась наша прогулка в заповедник.
Слайд 21 Воспитатель: А, чтобы оставить память о нем мы с вами изготовим белых журавликов.