галина панфилова
Экологическая игра с детьми старшей группы «Путешествие в «Гладышевский заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в Гладышевский заповедник
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестает быть личностью».
В. А. Сухомлинский.
Экологическая игра с детьми старшей группы :
«Путешествие в «Гладышевский» заповедник»».
Публикация «Экологическая игра с детьми старшей группы „Путешествие в „Гладышевский заповедник“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Игры для детей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ЦЕЛЬ: Знакомство с заповедником «Гладышевский». Формирование ответственного, бережного отношения к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.
Задачи:
Развивающие:
• Познакомить с понятием «заповедник» и роли человека в жизни животного и растительного мира его обитателей.
• Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь.
• Формировать положительное эмоциональное состояние при общении с природой.
• Закреплять правила поведения в заповеднике.
• Формировать познавательный интерес и мотивацию к посещению заповедника.
• Формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к природе, к животным и растениям.
• Воспитывать бережное отношение и ненасильственное поведение в природе, бережному отношению к ней.
• Воспитывать умение сопереживать и сочувствовать не только людям, но и растениям и животным.
• Воспитывать уважение к людям, которые берегут и охраняют заповедные места нашей Родины.
• Сформировать у детей убеждения, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Речевые:
• Закреплять значение слов заповедник, экология, экологическое воспитание.
• Развивать речь детей в художественном описании красоты природы.
• Развивать речь детей в описании представителей животного, растительного и морского мира.
• Развивать поисковую деятельность.
• Закреплять умение отвечать на вопросы.
• Активировать словарный запас.
Предшествующая работа:
• Знакомство с понятием заповедник. Почему нужно заботиться о заповедниках.
• Почему наш заповедник носит название «Гладышевский», что особенного в нашем заповеднике.
• Чем мы можем помочь нашему заповеднику?
Совместная деятельность.
Здравствуйте ребята. Вчера, гуляя по Финскому заливу, я встретила Лесовичка, мы с ним разговорились. Он нас помнит. Ему вы очень понравились. Он много расспрашивал о вас, продолжаете ли вы охранять и оберегать Финский залив? Что полезного и чем помогли заливу за это время? А потом он спросил: а знаем ли мы, что совсем рядом с тем местом где мы живем, находится «Гладышевский» заповедник? Я ответила что знаем, но о самом заповеднике не очень много. Тогда Лесовичок начал рассказывать мне о заповеднике. Мне так понравилась, что я попросила его прийти к нам в гости и рассказать о «Гладышевском» заповеднике.
Лесовичок: Здравствуйте дети. Я очень рад снова увидеться с вами. Таких хорош их друзей природы встретишь не часто. Сегодня я пришел к вам в гости, чтобы рассказать о прекрасном месте. которое находится рядом с вами. Это «Гладышевский» заповедник, он был создан 1996 году. Назван он так по озеру «Гладышевское» и по речке Гладышевка. Когда-то в этой речке добывали речной жемчуг, или как еще его называют «европейская жемчужница» это очень красивый драгоценный камень. Во всем мире не так много мест где есть «Европейская жемчужница». И все эти места находятся охраной государств. «Европейская жемчужница» занесена в Красную книгу. Для того чтобы появилась жемчужница, нужно чтобы в водоеме водились породы лососевых рыб. Так как личинка моллюска жемчужницы должен прикрепиться и вырасти на жабрах этих рыб, он растет там месяц-два. Потом личинки оседают на дно и если окажутся на порожистом участке реки с подходящим грунтом, превращаются в моллюска, который лет пять живет в грунте, а потом выползает на поверхность. Новые личинки моллюска могут появиться через пятнадцать после рождения жемчужницы. Как вы видите, для того чтобы появилась Европейская жемчужница, должно быть много факторов, которые способствовали бы этому. Главное, не вмешательство в природу. Часто у людей при взгляде на речку создается мнение, что речку нужно очистить от камней, результат такой очистке привел к исчезновению жемчужницы. А ведь когда в речке есть, Европейская жемчужница, река может сама себя защищать от органических загрязнений. А сейчас посмотрите фото «Гладышевского» заповедника. На фотографиях вы увидите своих друзей. Они с родителями уже посетили заповедник. И пока вы будите смотреть, мы попросим ребят рассказать о местах, которые они посетили.
Дети с воодушевлением рассказали детям об экскурсии в «Гладышевский» заповедник.
Они давали пояснения к фотографиям. Рассказ очень понравился. И многих появилось
желание побывать там и самим увидеть эту первозданную красоту.
В. : Как, понравился вам рассказ про «Гладышевский» заповедник и про «Европейскую жемчужницу»? Теперь вы поняли на примере Гладышевского заповедника, для чего все - таки создаются заповедники? Почему многие животные и растения заповедников занесены в Красную книгу.
Лесовичок: Правильно, чтобы не дать совсем исчезнуть многим растениям, животным, рыбам. В заповеднике все происходит в соответствии с их сохранением, так рыбу нельзя ловить когда она идет на нерест, животных и птиц- когда у них появляется потомство. За этим следят люди, которые работают в заповеднике. А мы с вами будем помогать сохранять природу заповедника?
Лесовичок: Я очень хочу пригласить вас с родителями посетить наш заповедник, увидеть его первозданную красоту.
В: Давайте с вами поиграем. Какие животные водятся в заповеднике? Я разложу карточки с изображением животных и птиц на столе, и каждый ребенок должен подойти найти одного животного, а потом каждый сможет рассказать о нем.
В: Молодцы ребята. Вы все очень хорошо рассказали о животных и птицах, которых выбрали. Вы прекрасно знаете диких животных и птиц, которые живут у нас в заповеднике. Но это еще не все!
А теперь давайте попробуйте имитировать движение животного или птицы, карточку которого вы выбрали. (звучит веселая музыка, дети пытаются имитировать походки и повадки выбранных ими животных или птиц, голосом передать звуки животных).
В: Лесовичок, а тебе понравилась наша игра? У нас есть много игр о природе, ты не хочешь с нами поиграть?
Лесовичок: А можно мы поиграем в мою игру?
«А что потом?»
Лесовичок: предлагает детям наборы картинок, на которых изображены объекты природного мира на разных стадиях развития и просит выложить их в правильной последовательности. Дети должны правильно составить картинки в правильной последовательности развития.
Икринка – маленькая рыбка – рыбка.
Яйцо - птенец – птица.
Семечко – росток - цветок с бутоном- раскрывшийся цветок.
Родничок – ручеек – река – море.
Лесовичок: Вы прекрасно справились. Я не просто так дал вам карточку с родничком. ручейком, речкой и морем. Речка Гладышевка берет свое начало из озера Гладышевское, в котором очень много родничков, а потом речка вливается в Черную речку. А вот уже Черная речка, впадает в Финский залив и Балтийское море. Правда, интересно? Значит, охраняя, оберегая и защищая природу «Гладышевского» заповедника мы помогаем и оберегаем Финский залив.
В: И у меня есть интересная игра, волшебная.
«Ходят капельки по кругу».
Игра эта волшебная, для этого нужно превратиться в маленькие капельки. (звучит музыка, напоминающая дождь). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки встают ручейком, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. (ручейки соединяются в одну цепочку. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла река и попали в океан. Плавали, плавали капельки в океане, и вдруг вспомнили, что мама домой им вернуться просила. А тут как раз солнышко вышло, стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки, поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они пол лучами солнышка, вернулись к маме Тучки. Молодцы капельки, хорошо себя вели. Прохожим за воротники не капали, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она соскучилась.
Вам понравилась игра? Это называется круговорот в природе. Без воды нет жизни. Природа сама решила этот вопрос.
Лесовичок: А сейчас попробуйте отгадать загадки.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет.
(СОЛНЦЕ).
Есть неведимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит,
Торопится.
(ВОЗДУХ).
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня – пропал бы мир.
(ВОДА)
Вы справились и с этим. Тогда вы мне ответите, почему я задал именно эти загадки. Правильно! Молодцы. СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – наши лучшие друзья. Вы, наверное, уже догадались почему. Правильно. Солнце, воздух и вода дают нам здоровье, а значит жизнь. И мы, все, должны защищать и оберегать природу, то без чего нет жизни. Люди даже поговорки и пословицы придумали, вот послушайте:
Вода – мать, а без матери не проживешь.
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
Люди работали, а он воздухом торговал.
В запас воздухом не надышишься.
Что мне золото – светило бы солнышко.
Солнце встанет, утро настанет.
Рыбам вода, птицам воздух, а людям вся земля.
В: Сегодня мы с вами узнали много нового о нашем прекрасном месте, «Гладышевском» заповеднике, увидели фотографии природы «Гладышевского» заповедника. Меня очень радует, что вы стали достойными гражданами нашей Планеты. Только те, что оберегает, охраняет, любит природу, достойны уважения и благодарности.
ПРОСЬБА.
Раненная птица в руки не давалась,
Раненная птица птицей оставалась.
Этот сон давнейший до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц- не небо!
В море без рыб – не море!
И земля без зверей - не земля!
Люди исполины, люди великаны,
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненная птица!
Н. А. Заболоцкий.