Елена Дроздова
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старше-подготовительной группе «Путешествие в Лапландский заповедник»
▼ Скачать
Конспект ООД в старше - подготовительной группе
Познавательно-речевое развппе. итие.
«Путешествие в Лапландский заповедник»
Задачи:
• расширять и систематизировать представление детей о заповедниках, для чего они создаются;
Публикация «Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старше-подготовительной группе „Путешествие в Лапландский заповедник“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных Мурманской области, занесенных в нее, учить узнавать и различать их по внешнему виду;
• формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
• воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней;
• совершенствовать диалогическую и монологическую речь, четко произносить слова и звуки;
• развивать мышление, память.
Материалы и оборудование: презентация «Путешествие в Лапландский заповедник» с фотографиями обитателей заповедника, занесенных в Красную книгу; стилизованная красная книга с файлами, цветные карандаши, раскраски, картинки о правилах поведении в природе.
Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций с изображением природы Лапландского заповедника; заучивание стихотворений о природе; отгадывание загадок; игры для закрепления правил поведения в природе, знакомство с картой Кольского полуострова, знакомство с деревьями, животными, птицами и растениями заповедников, знакомство с историей возникновения заповедника, изготовление альбомов «Животные и растения Лапландского заповедника»
Ход ООД:
В: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними.
1. Вводная часть. Беседа о природе и заповедниках.
Слайд 1. В: Ребята, послушайте небольшой отрывок из стихотворения, а потом скажите, о чём оно.
Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты,
И все твои друзья.
В. О чем это стихотворение? (о природе).
В: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека.
В: Давайте вспомним, что дает природа человеку для жизни? (красоту, прекрасное настроение, пищу, воздух, которым мы дышим, одежду, жилище и т. д.)
В: Правильно, ребята. Природа отдаёт человеку всё.
Слайд 2. В: А как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
(человек загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных).
В: Да, бывает так, что человек не учитывает законы развития природы, и наносит огромный вред растительному и животному миру и даже целым экологическим системам. Неправильное, жестокое обращение с природой привело к тому, что с лица земли стали исчезать многие виды животных и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?
В: Звучит аудиозапись «Звонок в дверь» (Воспитатель открывает дверь, за ней лежит посылка)
«Ребята, посмотрите, нам принесли посылку. Давайте ее откроем».
Посылка не открывается. Воспитатель поворачивает ее в разные стороны и обнаруживает, что на ней написаны задания (отгадайте 2 загадки и составьте словосочетание из полученных ответов).
«Посмотрите, здесь какие-то задания. Может они помогут нам открыть посылку» Читает.
Говорила мама Саше:
– не пойдем сейчас – опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а … (красный)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Отгадывают, выполняют второе задание. «Какие вы все молодцы, давайте попробуем открыть посылку» Воспитатель достает Красную книгу.
Слайд 3. «Ребята, здесь книга. Какая-то она необычная, красная.
- Ребята, а кто знает, что это за книга? (в Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось).
В: А почему она называется Красной книгой?
Д: Обложка у нее красного цвета, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
В: Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого в нашем крае созданы заповедники.
Слайд 4. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников? (ответы детей).
В: Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.
- Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа.
- Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках? (там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты).
В: В чём заключается их работа? Что они делают? (они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц).
Слайд 5. В: Скажите, пожалуйста, что нельзя делать в заповедниках? (в заповедниках нельзя рубить деревья, рвать цветы, ловить рыбу, стрелять птиц и зверей, ловить бабочек).
В: Да, верно. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
2. Основная часть.
Слайд 6. В: На территории Кольского полуострова есть три заповедника – Лапландский государственный природный заповедник, Кандалакшский природный заповедник и заповедник ПАСВИК.
(Воспитатель называет их и показывает на карте Кольского полуострова их местоположение)
В: Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в один из красивейших уголков нашего края. Это Лапландский государственный природный заповедник.
Слайд 7. В Заповедник на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти!
Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь.
По дорожкам, по тропинкам, в Заповедник мы пойдём.
Может быть, сегодня мы кого-нибудь найдём.
Глаза закрыли, покружились, в заповеднике мы очутились.
Слайд 8. Лапландский заповедник - один из самых больших и старейших заповедников, был создан для сохранения северной природы Кольского полуострова и, в первую очередь, для охраны диких северных оленей, встречающихся в то время только на его территории. Помните, я вам рассказывала.
Д: Люди, стали вырубать и сжигать леса, убивать животных.
В: И возникла реальная опасность полного уничтожения природных экосистем. Вот тогда и был создан Лапландский заповедник. В первую очередь, для чего, ребята? (он был создан для охраны северных оленей).
Слайды 9-10. Сейчас большая часть территории заповедника занята лесами. Какие деревья вы видите на экране? (сосна, ель, берёза).
Слайд 11. Здесь встречаются редкие виды растений. В лесах растет больше 1 тысячи лишайников, мхов, грибов. В низинах распространены ягодные кусты и кустарники, в частности, морошка, являющаяся самой редкой и самой дорогой в мире.
Игра «Лесные заготовки» Что можно приготовить из ягод? варенье, компот, джем. Какое? Какой? (Черничный, брусничный, клюквенный и т. д.)
Слайды 12-13. Игра «Кто, где спрятался?» Много животных нашли здесь свой дом. Посмотрите, кто спрятался в заповеднике? Вы узнали некоторых из них? Как догадались? (Дид. упр. «Чей? Чья? Чьи?» заметили беличий хвост, заячьи уши, медвежью лапу, оленьи рога, лисью мордочку и т. д.)
Слайд 14. В Лапландском заповеднике сохранилось редкое животное, которое обитает возле водоёмов. Кто это? (бобр). Бобр занесён в Красную книгу.
В: А сейчас, Настя поделится интересными фактами из жизни бобров.
Р: Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Бобры – хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину под водой, чтобы враги не могли подобраться. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке.
В: Причиной исчезновения этих зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого прочного, а потому дорогого меха. В Лапландском заповеднике никто не охотиться. Здесь они живут и размножаются.
Слайд 15. Воспитатель обращает внимание детей на фотографию стада оленей.
А это, что за красивое животное? (северный олень).
О нём нам расскажет Максим.
Он на севере живёт,
Плотный снег копытом бьёт
Щиплет ягель целый день.
Как зовут его?. (Олень).
- Конечно, это Северный олень. Шерсть хорошо предохраняет оленя от морозов, а широкие копыта помогают им не проваливаться в снег. Их убивают за вкусное мясо и красивую, прочную шкуру, но самое ценное у оленя это его рога, из которых делают сувениры и ценные лекарства.
Слайд16. Не только звери, но и птицы живут вольготно в Лапландском заповеднике. Каких птиц мы видим на фотографиях? (глухаря, тетерева, рябчика, куропатку).
Слайд 17.5 видов птиц занесены в Красную книгу России – скопа, беркут, сапсан, кречет, орлан-белохвост.
Слайд18. Очень редкая и крупная птица семейства ястребиных – это беркут.
О нём расскажет ….
– Беркут великолепный охотник. У него очень зоркие глаза в восемь раз лучше видит, чем человек. От ястреба он отличается более темным оперением. Беркут охотится главным образом на мелких грызунов: мышей, птенцов других птиц. Исчезает из-за загрязнений окружающей среды и охоты.
Слайд19.- Другая красивейшая птица, которая гнездится в нашей области –это лебедь – кликун. О нём расскажет Арина М.
В лесных районах обитает,
И на зимовку улетает,
И шея птицы той всегда,
Напоминает цифру два!
Лебедь исключительно чуткая и осторожная птица. Гнездится она в глухих, малодоступных местах, вблизи водоемов. Основная причина их исчезновения: охота ради шкурок и пуха.
Слайд 20. Игра «Зимующие – перелётные»
Слайды 21-23. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». А сейчас, ребята, давайте проверим, какие вы внимательные.
Помогите решить задачу: кто здесь лишний? (рысь, белка, росомаха, ёж). Почему? (лось, олень, заяц, волк; лемминг, горностай, норка, выдра)
В: Молодцы, ребята. Время нашего путешествия заканчивается, нам пора возвращаться в группу.
Слайд 24. Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра,
Возвращаться нам пора. (ходьба на месте, лицом в круг)
Глаза закрыли, покружились, в нашем зале очутились.
В: Вот и закончилось наше путешествие в заповедник. Путешествие получилось очень интересным, вы много знаете о Лапландском заповеднике и его обитателях. И вы очень старались, показали свои знания нашим гостям. Спасибо за интересные рассказы о бобрах, беркуте, лебедях, оленях.
Слайд 25. Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (нет, природу надо беречь и охранять везде)
В: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Предлагаю вам сыграть в одну словесную игру «Да или нет»
«Да!» хорошо, если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:
Я пойду сейчас в лесок
И сорву ромашку. (Нет)
Съем я вкусный пирожок
И выброшу бумажку. (Нет)
Лишний хлебушка кусок
На пеньке оставлю. (Да)
Ветку ели подвяжу,
Колышек поставлю. (Да)
Разведу большой костёр
И тушить не буду. (Нет)
Сильно-сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Мусор весь я уберу,
Банку закопаю. (Да)
Я люблю свой край родной,
Природу оберегаю! (Да)
Молодцы! Правильно отвечали на мои вопросы.
3. Заключительная часть.
В: Ребята, где мы с вами побывали? (в Лапландском заповеднике).
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
В: Спасибо вам, ребята, за внимание. Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром, что вы многое усвоили и не будете засорять берега водоёмов и леса, будете беречь нашу прекрасную природу. Не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе.
Слад 26. Дети рассказывают стихотворение (Выходят Полина, Даня, Рита, Арина Я.)
Не знаю, может кто-то скажет:
«Природа Севера бедна!»
Но пусть мне тот рукой укажет,
Чем же она обделена?
Озёра, реки, сопки, горы,
Родные Севера просторы,
Полны животных, рыб и птиц,
И не видать земли границ!
Здесь шире небо, выше звёзды,
И лишь о том все наши грёзы,
Чтоб не растаяли как дым
Озёра, реки, сопки, горы.
Природу вместе сохраним
И защитим её просторы!
В: Лесник из Лапландского заповедника прислал нам Красную книгу с не цветными страницами. … Как вы думаете почему? (показ изготовленной стилизованной Красной книги – достается из коробки Почта России)
Ответы детей: Он, наверное, хочет, чтобы мы создали свою Красную книгу!
В: Верно ребята! Мы с вами раскрасим (оживим) животных и птиц, которые занесены в Красную книгу Мурманской области и создадим свою книгу, которая будет у нас в группе! Мы сможем всем гостям, друзьям и родным показать, как мы хотим сберечь родную природу! Эта книга займет почетное место в уголке природы нашей группы!