Галина Скрипник
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Лекарственные растения Казахстана»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Лекарственные растения Казахстана»
Образовательная область: «Познание»
Раздел: Основы экологии
Тема: Лекарственные растения.
Цели: закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов);
Публикация «Открытое занятие по экологии в подготовительной группе „Лекарственные растения Казахстана“» размещена в разделах
- Казахстан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Природа Казахстана
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
• расширять знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав;
• развивать мышление, память, внимание, умение отгадывать загадки, интерес к растительному миру;
• воспитывать бережное отношение к растениям.
Словарная работа: настои, отвары, «Травник», лекарственные растения.
Оборудование: картинки или слайды с изображением лекарственных растений : подорожник, ромашка, одуванчик, зверобой, мята, календула, тысячелистник, мать-и-мачеха, карты-схемы (на каждого, кольца Луллия (по теме занятия).
Предварительная работа: беседы о лекарственных растениях, разучивание стихов, загадок, сбор гербария, работа с родителями – подготовить с детьми рефераты на тему «Лекарственные растения Казахстана».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте их поприветствуем. (дети здороваются хором).
А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга:
Встанем рядышком по кругу,
Скажем : «Здравствуйте!», друг другу,
Всем привет и добрый день!
Нам здороваться не лень.
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
Ребята, я вам скажу толь то, что у нас сегодня занятие по экологии, а какая тема занятия вы узнаете отгадав загадку:
«Есть растения такие,
Они вовсе не простые.
Если что-то заболит –
Эта травка исцелит!
(лекарственные растения)
Цель нашего занятия состоит в том, чтобы вы научились узнавать и правильно называть лекарственные растения, так же чтобы вы знали об их пользе и применении.
А сейчас я попрошу вас пройти на свои места и продолжить наше занятие.
Знакомство с темой
Итак ребята,сегодня мы поговорим о лекарственных растениях. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники».
«Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях : как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник». (Воспитатель показывает современные книги – справочники).
Собирать лекарственные растения нужно только в сухую, солнечную погоду в лесу, на лугу, у рек, в огороде на грядках. Вблизи дорог собирать лекарственные растения нельзя, потому, что у дорог грязно и пыльно.
Из лекарственных растений делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.
А сейчас ребята, чтобы вы всю эту информацию хорошо и на долго запомнили я вам предлагаю заполнить вместе со мной карты –схемы, которые лежат у вас на партах. (заполнение карт-схем, педагог у доски, дети за партами)
Дидактическая игра на закрепление «Отвечай-ка» (с опорой на карты-схемы)
Воспитатель (стоит в центре круга) бросает мяч и задает вопросы детям.
Вопросы:
- Что такое лекарственное растение?
- Где можно найти информацию о лекарственных растениях?
- Для чего используют лекарственные растения?
- В какую погоду собирают лекарственные растения?
- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?
- Где можно собирать лекарственные растения?
- Что делают из лекарственных трав?
Продолжает:
Молодцы ребята, я вижу,что вы всё хорошо запомнили и смогли дать правильные ответы.
Сейчас ребята, я хочу вам предложить составить книгу «Травник» под издательством группы «Солнышко», начнём составлять мы её сейчас, но пополнять будем постоянно, потому что в Казахстане очень много лекарственных растений и за один урок мы не успеем поговорить о каждом. И так, давайте послушаем ребят которые подготовили информацию о некоторых видах лечебных трав (дети показывает картинку с изображением лекарственного растения и рассказывает о целебных свойствах растения) :
Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.
Ромашка – отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.
Одуванчик – корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.
Зверобой – отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла.
Мята – настой используют при тошноте, болеутоляющее при невралгических болях. Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.
Черника - свежие ягоды черники полезно применять при расстройстве деятельности желудка и кишечника, для повышения остроты зрения, при ревматизме.
Тысячелистник - настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день. Используют в косметологии.
Мать – и – мачеха - применяется при заболеваниях дыхательных органов, катаре верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине. При выпадении волос – 3 раза в неделю мыть голову отваром.
Спасибо ребята за информацию, нам было очень интересно. Вот и наш «Травник» начал пополняться, но мы на этом не остановимся, а в дальнейшем каждый из вас подготовит информацию о лекарственном растении и мы пополним наш «Травник».
Физминутка:
«Дождик прошелся по полянке,
И проклюнулся росток.
Выше и выше поднимался,
И все шире разрастался
А потом зацвел цветок,
Словно в поле огонек» (2 раза).
А сейчас я хочу вас проверить, на сколько хорошо вы слушали своих товарищей. Проверять вас буду с помощью загадок и при помощи «Колеса знаний» (кольца Луллия).
Ребёнок, отгадавший загадку, находит соответствия на кольцах Луллия.
Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)
В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашё л:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – (зверобой).
Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдешь возле хаты, называется – (мята).
Подведение итога:
- С какими растениями Казахстана познакомились? Назовите их.
- Для чего нужны растения?
- Какую пользу они приносят?
- Понравилось ли вам занятие?
А мне понравилось, как вы сегодня занимались и поэтому у меня для вас есть сюрприз, но сначала Тимур прочитает вам стихотворение.
Знаю, любят детки
Мятные конфетки.
Они рот слегка кислят, Освежают, холодят! (Раздать детям конфетки, гостям раздаёт Тимур).