Алёна Кустова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД:
Организационный момент:
В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.
В:– Ребята улыбнитесь друг другу.
Основная часть:
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Воспитатель: Ребята, за окном осень! Но давайте представим, что сейчас лето и мы гуляем по летнему лугу Как прекрасен луг летом! Сколько здесь трав и цветов. Они радуются теплу и свету. Тянут свои листочки к солнышку, покачивая на ветру своими яркими головками. (Воспитатель показывает изображение цветущего луга)
Воспитатель: Ребята, но не только свою красоту дарят нам травы и цветы; Послушайте стихотворение и догадайтесь, какое ещё значение имеют для нас растения, какую пользу они нам приносят?
«Зелёная аптека»
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «Зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
Дети: Растения имеют лекарственное значение.
Воспитатель: Правильно, лекарственные растения обладают целебными свойствами. При помощи них можно вылечить различные заболевания. Ребята, а кто-нибудь знает как найти лекарственные растения?
Дети: (варианты ответов)
Воспитатель: Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают, только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. А сейчас, ребята, отгадайте загадки:
Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка :
Был цветок, и нет цветка.
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: : У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.
Воспитатель показывает картинку одуванчика.
Фея – травница: Тонкий стебелёк у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Дети: Подорожник.
Воспитатель: : Ребята, подорожник удивительное растение. Используют его листья, они заживляют раны, помогают при ушибах. Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
«Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они скрылись из глаз»
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением растения
Воспитатель: А вот ещё одна загадка об удивительном лекарственном растении.
Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
Дети: Ромашка.
Воспитатель: А полезна она вот чем:
Если случится вам простудиться,
Появляется кашель, поднимается жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Воспитатель: У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением ромашки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите (Показывает иллюстрации или высушенное растение, а как вы думаете, почему это растение назвали «мать и мачеха»?
Дети: Высказывают свои версии.
Воспитатель: Сверху этот листочек гладкий холодный, как мачеха, а снизу пушистый, мягкий нежный, как мать. Вот и назвали его «Мать – и – мачеха» Цветёт это растение рано весной, когда листьев ещё нет, появляются жёлтые цветочки. Отвар мать – и мачехи пьют, чтобы вылечить кашель.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СОЛНЫШКО»
Солнышко, солнышко,
В небе свети!
(Потянуться руками вверх, встать на носки)
Яркие лучики
К нам протяни.
(Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх)
Ручки мы вложим
В ладошки твои,
(Разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Нас покружи,
Оторвав от земли.
(Покружиться парами)
Вместе с тобой
Мы пойдём на лужок
(Выстояться в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем
Дружно в кружок,
(образовать круг)
С песнями водим мы хоровод.
(Идти по кругу)
Солнышко с нами по кругу идёт.
Хлопают радостно наши ладошки
(Похлопать в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки
(идти быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(присесть закрыть голову руками. Руки на щёки)
Мы же на место сядем с тобой.
(Тихо, спокойно сесть на своё место)
Воспитатель: Ребята у меня ещё остались загадки. Отгадайте лекарственное растение.
Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит.
Что это?
Дети: Крапива.
Воспитатель:
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки-
Не выше кочки.
Дети : Брусника.
Воспитатель:
Где –то в чаще гремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть заветная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Дети: Шиповник.
Воспитатель : Крапива, брусника и шиповник богаты витаминами их отвар укрепляет организм.
Воспитатель: А теперь я расскажу, как правильно собирать лекарственные растения!
№ 1 Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду. (На доске напротив лекарственного растения размещает карточку с изображением солнышка)
№ 2 Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. (Прикрепляется карточка с изображением грязного, растения перечеркнутого красной линией)
№ 3 Не собирают растения около дорог, и промышленных предприятий. (Карточка с дымящей трубой и перечеркнутым красной линией растением, растущим у дороги)
№ 4 Сушить растения нужно в хорошо проветриваемом месте. (Карточка с изображением подвешенных растений и нарисованными напротив волнистыми линиями, обозначающими воздух)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли выращивать у себя в огороде лекарственные растения?
Дети: Да!
Воспитатель: Правильно, очень многие растения можно выращивать у себя на огороде. Вы хотите сами вырастить такие растения?
Дети: Да!
Воспитатель: Но помните, все лекарства «Зелёной аптеки», применяют по назначению врача.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ РАСТЕНИЕ»
Воспитатель показывает карточку с изображенным растением – дети называют.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»
Воспитатель: Ребята, наша кукла Маша заболела. Давайте подумаем, как можно её вылечить.
- Если у неё болит горло, что нужно сделать?
Дети: Ей нужно прополоскать горло отваром ромашки.
Воспитатель: А если у неё кашель? Что мы ей предложим?
Дети: Отвар мать –и – мачехи.
Воспитатель: А если она поранилась, что нам делать?
Дети : Приложить к ранке подорожник.
Воспитатель: Маша говорит мне, (подносит к уху куклу, что у неё упадок сил, плохое самочувствие.
Дети: Ей поможет отвар шиповника, или компот из брусники.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, я вижу вы запомнили всё, что я рассказала вам о лекарственных растениях. И нам с вами возвращаемся в группу, наше путешествие по лугу подошло к концу.