Любовь Гирняк
НОД по экологическому воспитанию «Лекарственные растения Северного Крыма» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Северного Крыма.
Задачи: расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в нашем крае и возможностях их использования в медицине. Закреплять знания о их строении (корень, стебель, листья, цветы). Учить детей готовить настой. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Публикация «НОД по экологическому воспитанию „Лекарственные растения Северного Крыма“ в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Природа Крыма
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: беседа «Лекарственные травы»; рассматривание иллюстраций, книг по теме.
Оборудование и материалы: презентация, книга, карточки с изображением лекарственных растений, плоскостные фигурки грустных и веселых человечков, плоскостные цветочки ромашек настроения, микрофон, стакан, горячая вода, сбор трав, атрибуты к дидактической игре.
Словарная работа: Лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик, тысячелистник, крапива, подорожник, аптека, настои, ангина, ожоги, ушибы, клумба, фармацевт.
Ход:
Слайд 2
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
- Ребята, как вы думаете, чем лечил Айболит зверей в лесу?
- Правильно! Чудо-растениями, которые растут в лесу и не только.
- Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали.
- Так и человек стал искать помощи у разных растений.
- Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных лечили травяными настоями.
- Ребята, а вы хотите узнать, какие лекарственные растения Айболит мог бы собрать для своих больных зверей у нас - в Северном Крыму?
Стук в дверь групповой комнаты.
- Ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. Нам посылка.
Слайд 3
- А хотите узнать, что в ней интересного?
Открывается посылка и достаётся книга.
- Посмотрите, какая красивая, удивительная книга.
- Эта книга познакомит вас с лекарственными растениями.
- Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными?
Слайд 4
- Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.
- А вы знаете, что такое аптека? (Это там, где продают таблетки.)
- А что значит «Зеленая аптека»? (Это где продаются лекарственные травы.)
Слайд 5
- В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Для всех нужна зеленая аптека.
- Посмотрите мы с вами остановились на лесной поляне, где растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только они от вас спрятались под этими листьями. Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.
Слайд 6
Дети делятся на подгруппы(2-3 человека) и проводится игра "Собери картинку".
- Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Это все лекарственные растения. Вам они знакомы? (Ответы детей.)
- Вижу, что какие-то из них вам хорошо знакомы, а какие-то нет. Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений. Загадки подскажут его название:
Игра «Зеленая аптека на службе человека»
(После отгадки картинка выставляется на фланелиграфе)
Слайд 7
1. Он заметный, золотой
Постарел и стал седой.
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел
- Что же это за растение?
- Правильно, одуванчик.
Слайд 8
2. Каждый лист разбит на дольки
Посчитайте, долек сколько?
8,10,20,30
Тут легко со счёта сбиться
- Правильно, это растение называется тысячелистник.
- Слушаем следующую загадку.
Слайд 9
3. Стоит в поле кудряшка
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое?
- Правильно, Ромашка
Слайд 10
4. Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
- Правильно. Это подорожник.
Слайд 11
5. Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
- Правильно, это календула.
- Слушаем последнюю загадку
Слайд 12
6. Не пустили в огород
От того она и жжёт
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня
- Да, правильно, это крапива.
- Молодцы! Вы все внимательно слушали и отгадали все загадки.
Слайд 13
Игра «Какого растения не стало?»
На экране шесть растений. Дети их запоминают. Предлагается детям закрыть глазки и убирается одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещ.
Игра проводится 3-4 раза.
Игра «Исследователи»
Исследовательская деятельность
- Представьте, что вы учёные-исследователи.
- Сейчас каждая подгруппа внимательно рассмотрит свое растение. Очень важно увидеть в растении все детали, самое главное. Вам нужно будет как можно подробнее рассказать об этом растении.
- И так, начинаем конференцию учёных-исследователей.
(А Доктор Айболит на экране дополняет рассказы о применении разных частей растений в лечении.)
Слайд 14
1. Одуванчик растет на лугу. У него есть стебель, корень, листья, и красивый яркий цветок. Стебель прямой, зеленый, листья темного цвета. Цветок похож на солнышко.
Д. А: Лекарственное растение одуванчик служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.
Слайд 15
2. Каждый лист состоит из множества крохотных листочков, а у каждого листочка ажурные края. Стебель прямой, листья продолговатые. Цветки белые или розовые.
Д. А. :В лечебных целях используют соцветия этого растения. Тысячелистником лечат заболевания желудка. Останавливают кровотечение, так же его используют для улучшения аппетита.
Слайд 16
3. Ромашка растет везде : на полянке, на лугу, на речке. У неё есть стебель, он тонкий, и ветвистый. Листья похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а серединка желтая.
Д. А. : Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. Ромашка поможет и больному животику. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней
Слайд 17
4. Календула растет на клумбе. У неё есть корень, листья, стебель, цветок. Стебель прямой, зеленый. Листья продолговатые, зеленые. Цветки оранжевые. В народе называют растения – ноготки, потому, что семена, которые люди собирают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.
Д. А. : С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.
Слайд 18
5. Зеленое растение с красивыми резными по краю листочками. На листьях и стеблях имеются особые волоски, каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волоска едкая жидкость. Дотронешься, получай укол. Когда её заготавливают, одевают перчатки. Цветки белые.
Д. А. : Крапивой лечат раны. В ней содержатся вещества убивающие микробов. Ещё она хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы, повышает гемоглобин.
Слайд 19
6. Подорожник ещё называют зелёным бинтом, потому что листья его упругие с прочными жилками растут пучком.
Д. А. : Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.
- А еще, это растение имеет много народных названий (доктор, царапник, силач, лечебник, ранник, семижильник). Как вы думаете почему?
Физминутка:
Цветы к солнцу потянулись высоко (поднялись на носочки, руки вверх)
Стало им приятно и тепло (обняли себя руками)
Ветерок пролетал, стебелёчки качал – (руки перед собой, вправо- влево)
Вправо качнулись - низко нагнулись (наклон вправо, нагнулись вперёд)
Влево качнулись - низко прогнулись (наклон влево, прогнулись назад)
Ветерок, улетай! Ты цветочки не ломай! (отгоняем от себя, грозим пальцем)
Пусть они растут, цветут, людям радость принесут! (Высоко поднимаем руки, разводим в стороны, хлопаем в ладоши)
Слайд 20
- Ребята какие вы молодцы, как много знаете о лекарственных травах, о их пользе для человека. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.
Предлагаю выбрать пакетик с лекарственной травой.
Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственные растения.
- С помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берем стакан. Насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан ромашку, в другой календулу, в третий корни одуванчика. Заливает горячей водой. Накрываем стаканы крышкой, и ждём пока настоится.
Слайд 21-22
- А чтобы лекарственные растения приносили пользу их надо правильно собирать. С правилами нас познакомит мудрый филин.
Слайд 23
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
- А теперь, давайте посмотрим что происходит в стаканах? (наблюдаем) (Вода поменяла цвет.)
- А почему вода изменила цвет, что это значит (Потому, что растения отдают воде свой цвет.)
- Правильно, а еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получится настой, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Кому из вас было хорошо и интересно?
- Если во время путешествия вам было хорошо, интересно возьмите весёлую ромашку. Если не очень, грустную.
- Наступит лето, и я предлагаю вам с родителями собрать лекарственные травы, мы их засушим и сделаем гербарий. А пока я попрошу вас зарисовать одно растение на альбомном листе и принести его в детский сад. Из ваших рисунков мы оформим коллаж.