Мария Аникина
Открытое занятие «Использование сказок как основы для формирования у детей 5–6 лет книжной культуры»
Возрастная группа: дети подготовительной группы.
Виды деятельности детей : игровая, коммуникативная, художественная.
Интегрированная форма : игра – путешествие.
Цель, на основе сказки активизировать знания детей о книжной культуре, сформировать интерес к книгам и чтению и эмоциональному миру людей.
Образовательные задачи:
- развивать познавательный интерес детей сказкам, к чтению и созданию новых историй.
Публикация «Открытое занятие „Использование сказок как основы для формирования у детей 5–6 лет книжной культуры“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
- активизировать словарный запас, знания о различных сказках их героях и сюжетах.
Развивающие задачи:
- развивать внимание, память, связанную речь.
- развивать находчивость, сообразительность, умственную активность.
- развивать зрительно-моторную координацию руки.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать умение работать в команде, соотносить свои действия с действиями других.
- продолжать воспитывать умение вести диалог, выслушивая оппонента.
-закреплять знания об эмоциональных состояниях и их признаков в мимике и пантомимике.
Методы и приемы.
1. Методы мотивации и стимуляции детей :
- вводная беседа (информационного характера) и проверка знаний (загадки);
- создание мотивирующей ситуации на основе проблемной.
2. Методы организации деятельности:
- словесные (беседа);
- наглядные (показ объектов);
- практические - художественные (рисование, аппликация, сбор листов в книгу).
3. Методы контроля и оценки деятельности детей :
- рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
-- презентация на тему занятия.
2. Материалы для деятельности детей :
- разноцветные карандаши, фломастеры, мелки, листы бумаги, ножницы по количеству детей, клей-карандаш (4 шт, изображения персонажей и их настроений (по 2 комплекта на каждого персонажа, изображения места действия (по 4 шт. каждой картинки, запись музыки для фона процесса создания книги. Обложка для будущей книги.
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
- проектор, экран,
- ноутбук.
Логика образовательной деятельности
Этап Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемые результаты
Мотивационно-целевой Педагог: «Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы любите сказки? Читаете их дома? А какие сказки ваши самые любимые? Сегодня я приглашаю вас посетить сказочную страну. Но прежде чем мы с вами отправимся, я проверю, как хорошо вы знаете сказки и персонажей из них».
1. Из какой сказки слова?
-«…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое». (Курочка Ряба).
-«…Ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка большая и маленькая….» (Лиса и волк).
-Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного» (Лягушка Царевна).
2. Кто это?
-Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала. (Снегурочка).
-Девочка красивая,
мачехой не любимая.
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла. (Золушка).
-Он умеет «мяу» говорить.
Лучшим другом умеет быть.
Хозяину своему он помогает
И людоеда смело съедает! (Кот в сапогах).
Педагог: «Молодцы ребята на все мои вопросы ответили! Ну, пора нам и в страну сказок». Дети здороваются с педагогом и вспоминают сказки, отвечают на вопросы. У детей активизируется словарный запас, знания о различных сказках их героях и сюжетах. Развивается память, внимание, связанная речь.
Содержательно-деятельностный На экране появляется картинка с волшебным лесом. Педагог: «Смотрите ребята, куда мы с вами попали? И это – книга сказок, давайте послушаем что она нам расскажет».
Книга Сказок : «Здравствуйте ребята. Я, Книга Сказок, и я рассказываю очень много разных историй. А вы сами умеете рассказывать сказки? А придумывать их? Мне очень хочется придумать новую сказку, которую никто ещё никогда не слышал. Вы мне поможете? Давайте вспомним из каких частей состоит сказка… Из начала или завязки, самого действия и окончания. А так же нам нужно решить про каких сказочных героев мы сказку будем рассказывать. В конце нашей встречи, мы с вами напишем свою сказочную книгу».
Педагог: «Ребята я приготовила вам книгу с этой замечательной обложкой. В ней все листы пустые. Сегодня нашу сказку мы будем писать, рисовать и вклеивать сюда. Но, прежде всего, для истории нам нужно придумать про кого мы будем рассказывать – и это сказочные персонажи. Я сегодня предлагаю вам девочку Катю и мальчика Андрюшу. У этих детей есть маленькие друзья кот Мурзик и щенок Дружок. Вы можете придумать сказку про всех или нет… Решать вам. И не забудьте место действия. На выбор я предлагаю четыре места: комната ребят, двор перед домом, лесная полянка или лес и речка. Сколько мест вы возьмете для своей истории так же решать вам.
Но прежде чем приступать к написанию сказки нужно размяться и сделать физкультминутку!
Педагог: «Ну а теперь время создания нашей сказки! Сначала давайте мы её расскажем, а потом по этому рассказу создадим книгу. Для этого, у нас есть картинки с персонажами и их настроением, есть картинки с местами действия, есть просто белые листы бумаги и цветные карандаши, фломастеры, мелки для того, что бы дорисовать то, что нам не хватает. И конечно есть ножницы и клей что бы вырезать и вклеить нашу историю в книгу. Начинаем».
Дети внимательно слушают слова Книги Сказок и отвечают на её вопросы.
Дети соглашаются придумать новую сказку
Дети вспоминают составные части создания историй и сказок, что туда входит, делятся своими знаниями.
Дети рассматривают предложенных персонажей и места действия и решают про кого они придумают историю и выбирают место действия.
Дети делают упражнения физкультминутки.
Дети обсуждают историю. Распределяются по группам кто, какую часть истории будет оформлять (иллюстрации)
У детей развивается познавательный интерес к сказкам, к чтению и созданию новых историй.
У детей закрепляются знания о логике построения истории, её частей.
У детей развивается находчивость, сообразительность, умственная активность.
У детей развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде, соотносить свои действия с действиями других. ; мелкая моторика, активизируется память, воображение.
Закрепляются знания об эмоциональных состояниях и их признаков в мимике и пантомимике.
Оценочно-рефлексивный Книга Сказок : Молодцы ребята! Такая сказка интересная получилась! Большое спасибо вам за новую историю! А сегодня я с вами прощаюсь, до новых встреч!
Педагог: Ребята мне очень нравиться наша сказочная книга! А вам? Скажите, вам понравилось сегодняшнее наше путешествие? Расскажите сложно или просто было помогать придумать свою сказку? А если было сложно что-то то как вы считает, почему? Что вам больше всего понравилось?
А на память о нашем путешествии в страну сказок у нас с вами останется эта замечательная книга. Дети прощаются с Книгой Сказок, отвечают на вопросы педагога, обмениваются впечатлениями. Дети умеют анализировать свою деятельность, контролировать внимание и собственное поведение, развита монологическая речь.
Положительные эмоции от проделанной работы.
Литература:
1. Стихи с движениями. Русские народные песенки и потешки. Составитель Л. Маврина ООО «Стрекоза-Пресс» г. М. 2007г.