ОЛЬГА ЖИВОТКОВА
Открытое занятие по развитию речи «Веселые рассказы Н. Носова» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с новым веселым произведениями Н. Носова. «На горке». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.
Детская цель: Помочь незнайке справиться с заданиями и помирить с друзьями коротышками.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Веселые рассказы Н, Носова“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.
2. Формировать умение давать развернутые ответы на вопросы по тексту.
3. Развивать чувство юмора, творческое воображение.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие
Занятие тематическое, фронтальное, продолжительность – 25 мин
Участники: воспитатель совместно с воспитанниками старшей группы, возраст 5-6 лет
Оборудование и материалы:
Книги Н. Носова
Иллюстрации к произведениям Н. Носова
Макет горки, фигуры мальчиков.
Предварительная работа:
Размещение в «литературном уголке» иллюстраций произведений Н. Носова, его портрета и книг.
Рассматривание детьми предварительно размещенных иллюстраций, книг.
Методы и приемы работы с детьми:
1. Наглядные: рассматривание иллюстрации
2. Дидактические игры
3. Словесные: чтение рассказов, вопросы.
4. Практические: физкультминутка
Структура занятия :
чтение рассказов
Физкультминутка
Заключительная часть
Рефлексия
Ход занятий:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! (Проходят садятся)
Воспитатель: Сегодня к нам пришло необычное письмо, электронное видеообращение к вам. Давайте посмотрим от кого оно! (видео от незнайки. Здравствуйте ребята, мои друзья коротышки не хотят со мной дружить, они говорят, что я ничего не знаю и приготовили мне задания, поможете)
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем помочь Незнайке выполнить задания. Мы поможем Незнайке стать умнее и помириться со своими друзьями.
Воспитатель:
Для этого нужно отправиться в путешествие:
Туда куда мы отправимся нет дорог, не ходит транспорт, а в некоторых местах даже пройти невозможно. На чем мы сможет отправится в путешествие?
Я вам подскажу, наше средство передвижения по лесу зашифровано в этом насекомом (показываем детям стрекозу-игрушку)
Как вы думаете на чем мы отправимся в путешествие? А докажите мне что это насекомое похоже на вертолет! Молодцы! Мы отправимся в путь на маленьком вертолете, он будет приземляться на небольших полянках.
Но вертолёт маленький и мы на него не поместимся. Поэтому вам нужно разделиться на два экипажа. (Дети делаться самостоятельно) Занимаем места. А чтоб взлететь нам помогут волшебные слова.
В путешествие летим мы
Вертолетом-стрекозой
Над лугами, над полями,
Над высокими лесами.
Мы по лесу погуляем
Много нового узнаем
А потом наш вертолёт
Всех нас в садик принесет!
А вот и первая остановка, она называется «зеленая полянка», давайте посмотрим, какое задание нас ждет? (нашли конверт)
Воспитатель: Вот и первое задание. Вопрос: Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)
Ребята, Незнайка и его друзья коротышки любят очень рассказы Н. Носова. Вот однажны когда они читали книгу, то все иллюстрации выпали и перемешались. Вам нужно разобрать картинки по рассказам.
Д/Игра «Узнай рассказ Н. Носова по картинке» :
«Телефон», «Мишкина каша», «Огурцы», Живя шляпа», «Огородники», «Заплатка».
- Ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Да потому. Что в них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах – словом об обычных мальчиках и девочках.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли разобраться Незнайке. Дети встают около вертолётов и говорят слова. Отправляемся на следующую полянку.
А вот и вторая наша полянка, ребята пойдемте посмотрим, что же там нас ждет.
Интересно, какая то коробка. Написано для ребят гр. Непоседы. Открываем? Что это? (флешка) написано прослушать Аудио запись рассказа «на горке» и ответить на вопросы, а помогут вам предметы которые лежат в коробке.
На горке.
1 часть.
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор.
2 часть. Воспитатель выставляет перед детьми макет горки, фигурку мальчика на коньках, снег, песок. Продолжает чтение рассказа, одновременно обыгрывая сюжет мелкими игрушками.
Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься - то как следует не умеет! Подъехал к горке.
– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
Воспитатель задаё т вопрос: «Почему Котька упал? Отчего она скользкая?»
– Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает.
Думал, думал – и придумал:
Воспитатель ставит проблему : «Ребята, что можно сделать, чтоб ледяная горка не была такой скользкой?»(ответы детей)
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
– Вот теперь, – говорит, – скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
– Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках.
3 часть. Вопросы детям: «Ребята, как вы думаете, ребята расстроятся, что горка посыпана песком? Котька признается, что это он посыпал горку? Хотите узнать, что будет дальше?»
Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.
– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.
– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?
Воспитатель спрашивает: «Ребята, что надо сделать, чтобы с горки снова можно было кататься?»(ответы детей).
Котька говорит:
– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.
– Ну, я не знаю, – говорит Котька.
– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
– Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.
– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!
3. Вопросы к детям после чтения:
-Ребята, вам понравился рассказ Н. Носова «На горке»?
-какое время года в рассказе?
-какое занятие придумали для себя дети?
-как трудились ребята? («не покладая рук»)
-что означает фраза «не покладая рук»?
-что в это время делал Котька Чижов? (смотрел в окно, «бил баклуши»)
-как понять фразу «бить баклуши»?
-где Котька взял песок? (в дворницкой)
-как вы думаете, что такое дворницкая? (там где дворник хранит инструменты)
-зачем Котька посыпал горку песком?
-чему научил нас этот рассказ? (хочешь кататься – не сиди дома, строй горку вместе со всеми)
-какая пословица подходит к этому рассказу? («Любишь кататься - люби и саночки возить»)
Здорово ребята, мы ответили на все вопросы, а теперь пора двигаться дальше.
Вот и следующая остановка и задание.
Игра «волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани (снежинки, шапка, лопата, ель, улыбающиеся дети, коньки).
Бросаем кубик и говорим: «Вертись, крутись, на бочок ложись»
На верхней грани – снег.
Воспитатель спрашивает детей: «Какой он?»(белый, пушистый, искристый, блестящий, холодный)
Аналогично разыгрываются и другие грани кубиков.
Воспитатель: Мне кажеться, что портиться погода и нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Занимайте свои места в вертолете. (дети проговаривают слова)
Вот мы и в группе : Ребята давайте вспомним, где мы сегодня побывали и какие задание выполнили.
-Рассказ какого автора мы слушали?
-Как называется рассказ?
Воспитатель: Я слышу, что для вас есть еще одно видеообращение, давайте посмотрим.
Ребята спасибо, с вами очень весело, вы помогли мне и теперь мои друзья коротышки ждут меня в гости. До свидания, мы обязательно еще увидимся!
Воспитатель: А в знак благодарности Незнайка дарит вам в подарок макет горки и героев рассказа, что бы вы могли в любое время вспомнить рассказ Н. Носова «На горке»