Екатерина Сухова
Занятие по развитию речи «Рассказ по картинкам» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Развивать связную речь. Учить составлять сюжетный рассказ по открытке. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять детей в правильном употреблении родительского падежа (в единственном и множественном числе) названий детенышей животных. Упражнения на подбор сравнений, определений к заданному слову. Подбор синонимов и антонимов.
Публикация «Занятие по развитию речи „Рассказ по картинкам“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Методические приемы. Словесная игра «Кто у кого?»; упражнение на придумывание сравнений и определений (со словом зайчата); подбор синонимов и антонимов (к словам веселый, грустный); составление рассказов по открыткам с изображениями животных. (Напомнить композицию рассказа).
Материал для занятия. Презентация, доска с проектором, конверты с открытками.
Активизация словаря: бельчата, лисенок, лисята, волчонок, волчата, медвежонок, медвежата, зайчонок, зайчата, белый, ушастенький, пушистый, веселый, довольный, добрый, шустрый, оживленный, радостный, с хорошим настроением, печальный, грустный, обиженный, недовольный, огорченный, испуганный.
Ход занятия:
Воспитатель.
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле
Дети. Белка. На доске – картина «Белка и бельчата».
Воспитатель. Как зовут детенышей белки?
Дети. Бельчата.
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто у кого?». Нам надо вспомнить, как зовут детенышей животных. Я буду называть животное, а тот из вас, на кого я покажу, быстро назовет одного детеныша или нескольких детенышей.
Воспитатель. Лиса …
Миша. Лисенок.
Воспитатель. У лисы …
Ваня. Лисята.
Воспитатель. Много …
Даша. Лисят.
Воспитатель. Медведь …
Ангелина. Медвежонок.
Воспитатель. У медведицы …
Дима. Медвежата.
Воспитатель. Много …
Нина. Медвежат.
Воспитатель. Волк …
Егор. Волчонок.
Воспитатель. У волчицы …
Карина. Волчата.
Воспитатель. Много …
Мирослав. Волчат.
Воспитатель. Один зайчонок – много …
Влада. Зайчат.
Воспитатель. У зайчихи кто?
Соня. Зайчата.
Воспитатель. Посмотрите на картину. Это зайчата. Это зайчонок. Какими словами можно сказать о нем? Какой зайчонок?
Мирослав. Белый.
Никита. Ушастенький.
Данила. Серый.
Ваня. Пушистый.
Воспитатель. С чем можно сравнить зайчонка? На что он похож? Белый и пушистый, как что?
Вова. Как вата.
Миша. Как снежный комочек.
Саша. Как пушок.
Стас. Как мячик прыгает.
Воспитатель. Погулял зайчонок на улице и прискакал к маме веселый, настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчика сказать? Подберите слова, близкие по значению к слову веселый. Какой был зайчонок?
Даша. Довольный.
Данила. Добрый.
Карина. Шустрый.
Соня. Оживленный.
Влада. Радостный.
Ваня. С хорошим настроением.
Воспитатель. А второй братец – зайчик прибежал домой невеселый, его обидели. Скажите про этого зайчика, какой он. Подберите к слову веселый противоположные по смыслу слова. Каким был второй зайчик?
Нина. Печальный,
Дима. Грустный.
Мирослав. Обиженный.
Саша. Недовольный.
Ангелина. Огорченный.
Соня. Испуганный.
Воспитатель. А сейчас мы с вами немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Три медведя
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто. (Присесть)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулак).
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками)
Воспитатель. Садимся на свои места.
Воспитатель. А теперь Даша, Саша и Стас откроют конверты, посмотрите открытки и придумайте рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами, расскажите что изображено на открытке, а затем придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. Но для начала, я вам приведу пример, как нужно составлять рассказ. А потом и вы попробуете.
Воспитатель. (На картинке волчонок, который смотрит на гриб подосиновик с красной шляпкой). Волчонок пошел гулять и вдруг увидел … Красную Шапочку. Он подумал, что это самая настоящая Красная Шапочка, и сказал: «Здравствуй, Красная Шапочка». А она молчит. Потрогал ее волчонок лапой, а это оказался гриб.
Даша. (На открытке два зайчонка и морковка). Зайчата решили посадить морковку. Они её весной посадили и за ней ухаживали. Сорвут лопушок, наберут на него росы и поливают, как из лейки. Выросла морковка у зайчат вкусная, сладкая и хрустящая! И зайчата с удовольствием хрустели морковкой!
Саша. (На открытке рыжий лисенок). Охотник поймал в лесу рыжего лисенка и привез его к себе домой. Но он не хотел жить у людей. Когда ему поставили миску с молоком, он даже отвернулся, потому что он вспомнил маму и грустил о ней.
Стас. (На открытке щенок и ежик). Щенок хотел поиграть с игрушками. Он увидел какой – то серый комок и подумал, что это гнилое яблоко, и хотел его выкинуть. Но это яблоко его сильно укололо, и он понял, что это не яблоко, а просто ежик.
Рефлексия. Ребята, а теперь давайте вспомним о чем мы с вами сегодня разговаривали.
Как зовут детенышей белки, лисы, медведицы, волчицы, зайчихи?
С чем можно сравнить зайчонка? Он мягкий, как что?
Один зайчонок веселый, а второй какой?