Елена Савченко
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».
Обучающие задачи:
1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи :
1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;
2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
—словесный : беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.
- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
- игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос», пальчиковые игры («Цветы», «Скворечник»).
игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).
- практический: рисование картин о весне.
- приём «радуга настроения».
Оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты, письмо в конверте, воздушный шар, мяч, мнемотаблица, карандаши, краски, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает…», стихотворений о месяцах весны.
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход ЗАНЯТИЯ:
1 СЛАЙД
Воспитатель: Доброе утро, уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию занятие по развитию речи на тему : «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
2 СЛАЙД
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки,
Доброе утро, - шумят тополя,
Доброе утро, - родная земля.
Доброе утро, - солнцу и птицам,
Доброе утро, - улыбчивым лицам!
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
3 СЛАЙД
I. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик.
Здесь письмо!
Хотите узнать, что в нём написано?
- Давайте прочитаем.
Маша Казакова прочитай нам, пожалуйста.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок.
Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»
Пингвинёнок.
Проблемная ситуация.
- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам?
- Правильно, мы можем поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.
- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде) Покажите на глобусе, где находится Антарктида.
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
4 СЛАЙД
Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.
Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, а видео письмо, посмотрите, видео оператор Елена Валерьевна нам поможет, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы?
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят над крышами капели.
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
5СЛАЙД
- Что же такое «весна»? (Это время года).
6СЛАЙД
-Какие изменения происходят в природе весной? (ответы детей?
(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
- Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,
(А на проталинках появляются первые цветы.)
- Как называются первые цветы? (первоцветы)
Сейчас мы и узнаем, как хорошо вы знаете первоцветы:
Сейчас мы подойдём к столику, где я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ и находим цветок на картинке и показываем его, а затем все вместе проверяем, договорились?
1. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:
1. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрсший, чуть живой.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник).
7СЛАЙД
-Давайте найдём, где у нас представлены подснежники.
(воспитатель вместе с детьми рассматривает и находят фото с изображением подснежников).
2.«Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный,словно пан,
Нежный, бархатный … (тюльпан).
8СЛАЙД
3. «Белые звоночки
У меня в садочке
На зелёном стебельке
Прячутся в тенёчке.» (ландыш).
9СЛАЙД
5 «Он цветочный принц – поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну поёт на бис
Замечательный (нарцисс)
10СЛАЙД
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)
11СЛАЙД
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел (Одуванчик)
12СЛАЙД
13СЛАЙД
2. Пальчиковая игра «Цветы»
Наши дивные цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши дивные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
А теперь поиграем со словом ВЕСНА.
14СЛАЙД
3. Игра «Добавь словечко»
• Пришла….
• Мы ждали….
• Мы рады…
• Мы встречали …
• Мы будем гулять….
• Мы поём песни о ….
Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?
15СЛАЙД
4. Игра «Какая, какое?»
16СЛАЙД
Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
17 СЛАЙД
Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…яркое, желтое,
18СЛАЙД
Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…
Небо (какое) - голубое, облачное, серое…
ВЫ наверное устали, пора немного отдохнуть выстраиваемся в одну ширенгу, встаём по свободнее, гости присоединяйтесь к нам.
19СЛАЙД
ФИЗМИНУТКА
20СЛАЙД
5. Игра «Весеннее, весенняя, весенние».
Ребята, давайте придумаем словосочетания со словом «весенний» :
Встаньте в круг.
Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,
например: день — весенний день, погода — весенняя погода,
солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.
(Дети называют словосочетания.)
21СЛАЙД
6. А сейчас Блиц опрос.
- Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)
Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)
• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?
• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки?
• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?
• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?
• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?
• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?
• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?
• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?
- Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.
22СЛАЙД
7 «Составь предложение»
- А сейчас давайте придумаем предложения о весне,
каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
23СЛАЙД
Весной солнце светит ярче, теплее.
Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.
24СЛАЙД
Весной облака легкие, перистые, пушистые.
25СЛАЙД
Весной на крышах домов тают сосульки.
26СЛАЙД
Весной на деревьях появляются зелёные листики.
27СЛАЙД
Весной появляются первый цветы.
Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.
28СЛАЙД
Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.
29СЛАЙД
Весной с юга прилетают птицы.
Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.
30СЛАЙД
Давайте вспомним перелётных птиц
- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
31СЛАЙД
- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, для своих друзей - пингвинов из Антарктиды.
32СЛАЙД
В этом нам помогут наша помощница-таблица.
Давайте вспомним правила: что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.
Каждая карточка - это новое предложение.
33СЛАЙД
Весна - прекрасное время года! Весной набухают почки. Солнце греет всё ярче и ярче, становится теплее после зимы. Природа оживает. Журчат ручьи, распускаются всеми любимые первые цветы - подснежники. Капает капель, на реках трескается лёд. Тает снег, появляются проталины. Идёт теплый весенний дождик, на небе появляется радуга. Травка зеленеет. Птицы возвращаются с юга и вьют гнёзда. Весна бывает тёплая, бывает холодная. Все радуются приходу весны. а после весны наступит лето.
34СЛАЙД
- Спасибо, ребятки.
Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!
-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.
– А хотите послушать музыку о весне?
Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Включить музыку
- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?
(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т. д.)
Ребята, как вы думаете, пингвины узнают много о весне из нашего сегодняшнего занятия?
А что самое интересное будет для них на ваш взгляд?
Они всё это увидят из нашего видео и очень много узнают о весне.
35СЛАЙД
Спасибо, огромное, ребята и гости нашего занятия, а я хочу угостить вас сладкими призами.
Занятие окончено.