Светлана Салодкая
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Удивительное путешествие. Составление рассказа о транспорте по макету»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
на тему: «Удивительное путешествие» для детей старшей речевой группы с использованием здоровьесберегающих технологий
(учитель-логопед Салодкая Светлана Владимировна, МДОУ «ЯСЛИ-САД №27 комбинированного типа» города Макеевки, Донецкая обл.)
ТЕМА: УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Удивительное путешествие, Составление рассказа о транспорте по макету“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
(Составление рассказа о транспорте по макету).
ЗАДАЧИ:
- Создавать условия для систематизации знаний и представлений о транспорте, продолжать упражнять детей в умении использовать теоретические знания - правила дорожного движения, в умении различать виды транспорта по внешним признакам и по частям.
- Закреплять умение составлять рассказ, используя макет; пользоваться в речи сложными конструкциями предложений; образовывать и использовать приставочные глаголы, образовывать прилагательные от существительных, согласовывать числительные и существительные, использовать глаголы единственного и множественного числа.
- Активизировать компенсаторные возможности организма ребёнка через дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, пальчиковую и песочную терапию, массаж спины.
- Развивать логическое мышление, творчество и фантазию, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, ориентировку на макете.
- Совершенствовать положительное отношение к совместной деятельности, воспитывать культуру поведения.
МАТЕРИАЛ: макет, мелкие игрушки – транспорт – велосипед, автомобиль, поезд, самолёт, 2 автобуса, катер, иллюстрация – пазл автобуса, иллюстрации – колёса разного вида транспорта – колёса от велосипеда, шасси самолёта, колёса от поезда, колёса от грузовой машины, колёса от мотоцикла, колёса от автомобиля, колёса от трамвая, колёса от автобуса; кляксы разного цвета, простые карандаши, песочница с песком.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание разных видов транспорта, экскурсия к пешеходному переходу, изготовление макета, чтение рассказов и стихов о правилах дорожного движения, разных видах транспорта.
Ход ЗАНЯТИЯ.
ОРГМОМЕНТ.
- Ребята, у нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними. Гости к нам приехали из разных городов.
– Гости, на каком транспорте вы к нам добирались? (вопрос к гостям).
- Ребята, а как вы добирались в детский сад?
- Давайте разберёмся, какой бывает транспорт.
ИГРА «НАЗОВИ ТРАНСПОРТ»
- Назовите наземный транспорт. (Ответы детей - машина, автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси, поезд, электричка и т. д.)
- Назовите, какой вид транспорта – самолёт, вертолёт, дирижабль (Ответы детей – это воздушный транспорт).
- По воде передвигается какой транспорт? (водный) Назовите водный транспорт. (Ответы детей)
ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО».
- Транспорт – это хорошо? Почему? (Ответы детей - потому, что)
- Транспорт – это плохо? Почему? (Ответы детей – потому, что)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- На транспорте можно путешествовать. Вы хотели бы отправиться в путешествие?
- Что это? (Ответы детей - макет)
- Мы можем использовать макет для нашего путешествия. Откуда мы отправимся в путешествие? Правильно из ДЕТСКОГО САДА.
- Кто хочет начать рассказ?
Ребёнок - Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ (Ребёнок рассказывает и передвигает фигурки детей).
ИЗ детского сада мы (что сделали…. (вышли, по тротуару мы (что сделали…. (пошли, к речке …. (подошли, речку по мостику (перешли) и к дороге ….(подошли).
- На каком транспорте мы отправимся дальше, вы узнаете, отгадав загадку.
ЗАГАДКА.
У меня друзей не счесть.
Среди них и козлик есть.
Он с весёлым голоском –
Колокольчиком звонком.
Взяв его за рожки
Еду по дорожке! (велосипед)
- Прежде чем отправляться дальше, сделаем массаж пальцев, чтобы крепче держаться за руль.
МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ – на каждую строку стихотворения массажируется каждый пальчик по всей длине.
Правила движения
Все, без исключения,
Знать должны детишки,
Девчонки и мальчишки.
Если свет зажёгся красный –
Значит, двигаться опасно!
Жёлтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала измененье!
Свет зелё ный говорит:
Проходите, путь открыт!
- Очень хорошо, вспомнили правила, можем двигаться дальше. Кто продолжит рассказ?
Ребёнок – Я ПРОДОЛЖУ!
Найди свой транспорт и продолжай рассказ (ребёнок продолжает рассказ по макету, двигая игрушку – велосипед) :
….По дороге мы ….(ехали, кочку (переехали, озеро ….(объехали, в гору (въехали, с горки …. (съехали, и на железнодорожный вокзал (приехали).
- На чём дальше мы будем путешествовать? (на поезде).
- Станьте друг за другом – как вагончики. Выполним массаж спины.
МАССАЖ СПИНЫ «ПОЕЗД».
Рельсы, рельсы, кух,кух провести вертикальные линии по спине
Шпалы, шпалы, тук, тук провести горизонтальные линии по спине
Едет поезд, чух, чух кулачками двигаться по спине
Запоздалый, пух, пух от поясницы к плечам
Паровоз кричит: «ДУ-ДУ!» поколачивание по спине кулачками
Я иду, иду, иду!
А вагончики стучат похлопывание ладошами по спине
ТУК –ТУК, ТАК – ТАК!
А вагоны говорят – поглаживание ладошками по спине
ТАК –ТАК – ТАК!
- Кто продолжит рассказ? Ребёнок - Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ. Выбирай транспорт и в путь.
Ребёнок продолжает рассказ, двигая игрушку – поезд:
….На поезд мы сели и …. (поехали). Мимо озера мы ….(ехали) и деревню мы (проехали). Ехали, ехали, в другой город (приехали). Из поезда (вышли, остановку нашли и к ней ….(подошли).
ИГРА «НАЗОВИ ОСТАНОВКУ»
- остановка трамвая (какая) – …. трамвайная,
- остановка автобуса - …. автобусная,
- остановка троллейбуса - … троллейбусная.
- На каком транспорте отправимся дальше, вы узнаете, когда сложите картинку (Дети собирают пазл «Автобус»).
- Кто продолжит рассказ? Ребёнок - Я ПРОДОЛЖУ, Выбирай транспорт и в путь.
Ребёнок продолжает рассказ, двигая игрушку – автобус:
….Дети в автобус (зашли, сели и ….(поехали). По ровной дороге ехали, поворот (проехали, из-за домов (выехали). Долго ехали и в аэропорт (приехали). Из автобуса (вышли) и на лётное поле (пришли).
- Что стоит на лётном поле? (Ответы детей – самолёты, вертолёты)
ИГРА «ПОСЧИТАЙ»
- один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов.
- один вертолёт, два вертолёта, три вертолёта, четыре вертолёта, пять вертолётов.
- Самолёты и вертолёты посчитали глазки у нас устали. Выполним гимнастику для глаз.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Чтоб глаза наши зорче были. – крепко закрыть глаза на 5 сек.
Чтоб в очках нам не ходить, – открыть
Эти движенья предлагаю повторить. – повторить движения
Вверх посмотрим, – выполнять по тексту
Вниз посмотрим,
Влево, вправо побыстрей
Удивимся, что такое?
Быстро поморгаем,
и закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро, – 3-мя пальцами (по тексту)
Пальчиками проведём,
Пальцами придавим дружно, – надавить на закрытые глаза (1-2 мин)
Ну, а дальше –Будь здоров!
- Глазки видят хорошо. - Кто продолжит рассказ? Ребёнок – Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ. Выбирай транспорт и в путь.
Ребёнок продолжает рассказ, двигая игрушку – самолё т:
….Дети сели в самолёт и (полетели). Высоко в небе (летели). Они лес (пролетели, высокие горы (перелетели). В другой аэропорт ….(прилетели). Самолёт (приземлился). Дети из самолёта….(вышли) и на остановку (пришли).
- А на остановке стояли автомобили. Но что это? Колесо спустило, что же делать? (Ответы детей – накачать колесо насосом).
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «НАСОС».
И. П. – основная стойка.
1 – 4 – на вдохе через нос, руки поднять до уровня груди, ладонями вниз;
5 – 8 – на выдохе через рот, руки опустить вниз, ладонями вниз. (можно с произношением зв. С).
-Накачали колесо, можем продолжить путь. Кто продолжит рассказ? Ребёнок – Я РАССКАЖУ. Выбирай транспорт.
Ребёнок продолжает рассказ, двигая игрушку – машины:
…В машину дети сели и ….(поехали). К пешеходному переходу машина (подъехала). Дальше ехать нельзя, потому, что горит красный свет. Зажёгся жёлтый свет, мы приготовимся к движению. А теперь мы можем ехать, потому, что горит зелёный свет. Машина пешеходный переход (переехала) и дальше (поехала). Машина в морской порт (приехала). Дети вышли из машины и на причал (пришли).
Рассказ ребёнка о поездке на автобусе (проблемная ситуация). Ребёнок – Я ТОЖЕ ХОЧУ РАССКАЗАТЬ.
…Я засмотрелся по сторонам всё так интересно и опоздал на автобус… Я сел в другой автобус и поехал. Автобус ехал-ехал, повернул направо и поехал по скоростной трассе. Автобус быстро приехал в морской порт. Я вышел из автобуса и пришёл в морской порт, а там встретил своих друзей…
- Чтобы путешествовать дальше, отгадаем от какого транспорта эти колёса.
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ТРАНСПОРТ ПО КОЛЁСАМ» - каждому ребёнку раздаются карточки с колёсами, дети определяют от какого транспорта эти колёса.
- Молодцы ребята, можем продолжить путь. Кто продолжит рассказ? Ребёнок – Я РАССКАЖУ. Выбирай транспорт.
Ребёнок продолжает рассказ, двигая игрушку – корабль:
- Дети на корабль (зашли) и от берега (отчалили). Долго по морю плыли. Мимо скал проплывали. Шторм их в море застал. Долго-долго плыли по волнам. Море переплыли, к берегу они …пришвартовались. Вышли на берег и стали отдыхать.
-Дети стали отдыхать, с песком играть. И рисунки в песке нашли.
Дети в песке находят листы бумаги с нарисованными кляксами.
-Ребята, присмотритесь к кляксам. Дорисуйте карандашом, чтобы получился какой-то транспорт.
Дети работают за столами.
-Вы знаете, что это получилось? Так ведь это волшебный транспорт. Нам пора возвращаться в детский сад и ваш волшебный транспорт нам поможет в этом.
- Представьте, что вы управляете волшебным транспортом. Закройте глазки….1,2,3. Мы вернулись в детский сад.
ИТОГ.
-А сейчас я хочу вручить вам водительские права. Вы ведь были не только путешественниками, а и водителями разного транспорта, даже волшебного.
- Из ваших рисунков мы сделаем книжку и сочиним волшебные истории о транспорте. Но это будет чуть позже.