Ирина Болдырева
Конспект занятия по развитию речи и чтению калмыцкой народной сказки «Плюх пришел» с опорой на мнемотаблицу
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ПЛЮХ ПРИШЕЛ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦЫ. (СТАРШАЯ ГРУППА)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,» «Музыка», «Калмыцкий язык».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, чтение.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и чтению калмыцкой народной сказки „Плюх пришел“ с опорой на мнемотаблицу» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Калмыкия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Цели деятельности педагога: Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; закрепить любовь и уважение к сказкам. Рассказать о видах сказок. Развивать память, внимание. Развивать умение слышать и слушать вопрос. Способствовать формированию познавательного интереса к калмыцким сказкам
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: с интересом слушает калмыцкую народную сказку «Плюх пришел», участвует в ее обсуждении, отвечает на вопросы педагога по содержанию текста сказки, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, свободно двигается во время танца.
Материалы и оборудование: иллюстрации, текст калмыцкой народной сказки «Плюх пришел», мнемотаблица к сказке.
Репертуар: калмыцкие народные плясовые мелодии.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?. Вот сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Кто мне скажет, что такое сказка? Сказка, ребята, это занимательный рассказ о необыкновенных придуманных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются многие русские сказки? Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Сказки помогают детям отличать плохие качества личности от хороших, добрых людей от злых, глупых персонажей от смекалистых. А знаете какие бывают сказки? Сказки бывают: Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа. Ребята, а давайте вспомним сказки волшебные.
Ответы детей: «Аленький цветочек», «По щучьему велению», «Морозко».
Воспитатель: А какие сказки о животных вы знаете?
Ответы детей: «Теремок», «Заячья избушка» и т. д
Воспитатель: А какие бытовые сказки, то есть о жизни народа мы знаем?
Ответы детей: «Репка», «Каша из топора» и т. д.
Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с калмыцкой народной сказкой «Плюх пришел». Устраивайтесь поудобнее и слушайте.
2. Чтение калмыцкой народной сказки «Плюх пришел». Воспитатель читает сказку, одновременно демонстрируя мнемотаблицу к ней.
Калмыцкая народная сказка «Плюх пришел».
Над родником росла яблоня. А вокруг было много травы. Однажды весной Серый Заяц пришёл к яблоне, и ему тут очень понравилось: и трава вкусная растёт, и вода холодная из-под земли бьёт, и дерево тень даёт.
— Буду здесь жить!-сказал Серый Заяц и поселился под яблоней. Тихо было вокруг. Ничто зайца не пугало. Ел себе травку, пил водичку, спал под деревом. Так прошло лето. На яблоне налились большие тяжёлые яблоки. А заяц не знал, что на яблоне растут яблоки. Ничего заяц не знал. Он никогда не смотрел вверх, потому что еды ему и на земле хватало. И вот однажды, когда заяц подошёл к роднику и начал пить, тяжёлое спелое яблоко сорвалось с ветки и плюхнулось в воду перед самым заячьим носом. Заяц отдёрнул нос, закрыл глаза и пустился наутёк. Бежит и думает: «Как страшно! Никого не было, ничего не было и вдруг- плюх! Откуда такой страшный взялся?» Бежал он, бежал и наткнулся на целую стаю зайцев.
— Стой! Куда бежишь! — кричат они. -Да ты глаза закрыл от страха! Кого испугался? Кто за тобой гонится?
— Плюх! — прокричал Серый Заяц.
— Что за плюх?
— Какой плюх?
— Где плюх?
— Там, у родника, прямо перед моим носом — плюх! -сказал Серый Заяц. Он опасливо оглянулся и побежал ещё быстрей. Зайцы бросились за ним. Бегут они, бегут, а навстречу — Лиса. Смотрит она и думает: «Как много зайцев! Сейчас пообедаю! Но от кого они бегут?»
— Эй, зайцы, - кричит Лиса, — от кого вы бежите! Что случилось?
— Плюх! - крикнул Серый Заяц. ‘
— Плюх пришёл! — закричали остальные зайцы и побежали ещё быстрее.
Лиса думает: «Что это за плюх? Никогда его не видела, никогда о нём не слышала. Но лучше подобру-поздорову ноги унести». И она побежала вместе с зайцами. Навстречу- Волк. И спрашивает:
— От кого бежите? Что случилось!
— Плюх пришёл! — кричат хором зайцы
. -Плюх пришёл! — повторяет Лиса. Волк думает: «Зайцы бегут — так они просто трусишки. Но если Лиса бежит, значит, есть чего бояться. Она ведь умная. Да и каков он из себя, этот самый плюх, я не знаю!» И побежал вместе со всеми. Навстречу — Медведь.
— От кого бежите? — кричит. — Что такое!
— Плюх пришёл! — кричат хором зайцы.
— Плюх пришёл! — отвечает Лиса.
— Плюх пришёл! — повторяет Волк. Медведь думает: «Зайцы и Лиса — звери слабые, они бегут. Но Волк-зверь сильный, зубастый. И тоже бежит. Значит, плюх ещё сильнее. Что-то мне страшно!» И побежал вместе со всеми. Навстречу — Барс. Видит: и большие и маленькие звери-все бегут, не разбирая дороги, бегут куда глаза глядят.
— Что случилось? — кричит Барс. — Кто вас напугал!
— Плюх пришёл! — кричат хором зайцы.,
— Плюх пришёл! — отвечает Лиса.
— Плюх пришёл! — повторяет Волк.
— Плюх пришёл! — ревёт Медведь. Барс думает: «Что это за зверь- плюх? Никогда я о нём не слыхал? Что делать?» И он побежал вместе со всеми. Бежит Барс, смотрит на зверей, видит, какие они все испуганные, и думает: «Наверное, они видели плюха. А что это такое — плюх? И чем он страшен? Неужели мы все вместе его не одолеем?» И он крикнул своим громким голосом:
— Стойте! Звери остановились.
— Скажи, Медведь, что тебе сделал плюх? Ты его видел?
— Нет, -ответил Медведь, — я его не видел. Мне о нём сказал Волк.
— А мне сказала Лиса!
— А мне зайцы!
— А нам… а нам… вот этот Серый Заяц.
— Ну, — сказал Барс, — отвечай, Серый Заяц, ты видел плюха?
— Н-нет, я… я его не видел… но я его слышал!
— Он его слышал! — подхватили хором зайцы.
— Он его слышал! Слышал! — повторили Лиса и Волк.
— И что же он тебе, Серый Заяц, сказал? — спросил Барс.
— Он сказал… он сказал: «Плюх!» — ответил Серый Заяц.
— И всё?
— И всё.
— А где же он, этот плюх? — спросил Барс.
— В роднике под яблоней.
— Пойдёмте посмотрим, — сказал Барс. — Веди нас, Серый Заяц, к этому роднику. Заяц привёл всех к роднику под яблоней.
— Вот здесь — плюх! — дрожа всем телом, сказал он. Звери смотрят, ничего не видят. А Серый Заяц так боится, что отвернулся от родника. В это время сорвалось ещё одно яблоко и плюхнулось в воду: -Плюх!
— Опять плюх! — крикнул Серый Заяц и бросился бежать. Но Барс в два прыжка догнал его, схватил за уши и спросил:
— Так это и есть плюх, которым ты весь мой лес перепугал?
— Это и есть, — жалобно ответил Серый Заяц. И все звери начали громко-громко смеяться.
Вопросы:
Воспитатель: – Понравилась ли вам калмыцкая сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Назовите героев этой сказки.
Дети: Зайцы, лиса, волк, медведь и барс,
Воспитатель: – Кто вам понравился больше?
Дети:.
Воспитатель: А к какому виду сказок можно отнести эту сказку?
Дети: Сказки о животных.
Воспитатель: А может кто - нибудь объяснит, почему сказку так назвали?
Дети: …
Воспитатель: - Так говорится в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности. И здесь так же, ведь бояться-то было не чего, все началось с яблоки, которое упало в воду.
Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли бояться того, чего не видел?
Дети:…
3. Музыкально- ритмические движения.
-Ребята, совсем недавно был праздник Зул. И скоро наступит Новый год. Все, от мала до велика ждут этот праздник. Давайте станцуем калмыцкий танец. (звучит запись музыки).
- Молодцы, ребята, очень хорошо танцуете.
4. Рефлексия.
Воспитатель: О каких сказках мы сегодня узнали? Какие виды сказок
бывают?
Дети: Волшебные, сказки о животных, бытовые сказки.
Воспитатель: – Какую сказку мы сегодня прочитали?
Дети: Калмыцкую сказку.
Воспитатель: Почему заяц испугался?
Дети:.
Воспитатель:Кто из зверей оказался наиболее разумным. Чему учит эта сказка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а может быть, кто-то сам расскажет нам эту сказку? (Рассказы детей с опорой на мнемотаблицу.)