Сивохина Татьяна Ивановна
Открытое занятие по развитию речи для старшей группы по теме «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области / и их интеграция : речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое.
Цель: формировать умения у детей пересказывать художественное произведение с опорой на пространственную модель и через театрализованную деятельность.
Задачи
Образовательные: формировать у детей представления о сказке,
Помочь детям понять тему, содержание и замысел сказки;
Публикация «Открытое занятие по развитию речи для старшей группы по теме „Пересказ русской народной сказки „Лиса и козёл“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Коза, козлята. Литература, сказки, стихи для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
Познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
формировать умения, выделять ядерный смысл каждой части;
Закрепить в речи детей слова-определения: хитрая, умная, глупый, изворотливая, лживая, недогадливый, доверчивый.
ввести в активный словарь детей сложные прилагательные: длиннохвостая, пушистохвостая, быстроногая, белогрудая, остроносая, остроглазая.
Формировать у детей значение устаревших слов в сказке.
Развивающие : Развитие у детей умения определять мотивированную оценку персонажам и их взаимоотношениям;
Развивать пантомимические навыки.
Выделять условные заместители для обозначения персонажей сказки;
Развивать коммуникативно – творческие способности детей через театрализованную деятельность.
Развивать умения пересказывать текст с опорой на пространственную модель
Развивать у детей умения использовать восклицательную, вопросительную интонацию;
Развивать память, словарный запас, грамматический строй речи, мышление.
Воспитательные: Воспитывать инициативность, самостоятельность, отзывчивость; вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение; прививать любовь к русским народным сказкам, учить понимать их мудрость и доброту.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, ответы на вопросы по сюжетам художественных произведений; отгадывание загадок, объяснение образных выражений и пословиц; определение на слух и исправление логически нарушенных фраз; работа с мнемотаблицами на материале стихов, загадок, сказок; отработка и закрепление тем: «Простые предлоги», «Сложные предлоги», «Слова-антонимы», «Слова-синонимы» на разном лексическом материале; подготовка листов формата А4 для мнемотаблицы.
Оборудование: мольберт, планшет с условными обозначениями, интерактивная доска с иллюстрациями, маски персонажей сказки, обруч, звукозапись, колокольчик, смайлики, сундук, 5 клубков с цифрами заданиями, лист бумаги с надписью: открыть 3 мая, текст сказки «Лиса и козёл», жетоны, мешочек,записка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята сегодня с утра в нашей группе я увидела вот этот сундук. На нем написано: «Открыть 3 мая».
- Ребята, а какой наступил месяц и какое сегодня число?
- Ребята, нам пора открыть сундук?
- Тогда я вас приглашаю присесть на стулья, и мы узнаем что там
(Открывая сундук из него доносится аудио - голос)
- Здравствуйте ребята я «Ловец сказок» этот сундук до сих пор ходит по разным странам и собирает сказки народов мира. Вот, наконец - то, он дошел и до Вас.
Воспитатель: Ребята, так что нам надо сделать? Что от нас хочет «Ловец сказок»(ответ детей рассказать сказку)
Воспитатель: А вы знаете,что такое сказка?
- А кто сочиняет сказки и рассказы?
Воспитатель: Ой ребята,смотрите здесь ещё записка (читаю детям) «Чтобы наполнить сундук сказкой, надо рассказать её «Ловцу сказок», когда «сундук» наполнится, вы услышите звон колокольчика».
Воспитатель: Ребята, это ещё не всё, посмотрите что это? (дети шерстяные клубочки с цифрами) сколько их по количеству (дети называют 5) это ребята клубочки с заданиями, давайте их выполним, и узнаем какой же сказкой «Ловец сказок», хочет наполнить сундук.
Первый клубок цифра 1. ( Задание: Вопрос-ответ) готовы ребята, слушайте внимательно вопрос?
Воспитатель: Какие Вы знаете сказки про животных?
кто из зверей самый хитрый? Верно, это лиса.
А как можно сказать про лису, если у нее длинный хвост? Значит - лиса - какая? Длиннохвостая.
пушистый хвост - пушистохвостая
быстрые ноги – быстроногая
белая грудка - белогрудая
острый нос – остроносая
острый глаз - остроглазая
- Как вы понимаете, что значит остроглазая? (У лисы хорошее зрение).
Второй клубок цифра 2.( Задание : Кто лишний)
(Показ картинок на интерактивной доске, дети выполняют задание и объясняют почему они так решили).
Воспитатель: Название сказки вы отгадаете, если найдете из предложенных вам картинок «лишние» :
1. Собака, корова, лиса, кошка;
2. Волк, медведь, козел, заяц.
- Повторите «лишние» слова. (Лиса. Козёл.)
- Догадались, как называется сказка (Дети лиса и козёл) Правильно, русская народная сказка «Лиса и козёл».
- Сейчас я Вам прочитаю эту сказку, а вы внимательно прослушаете и рассмотрите на экране к ней иллюстрации.
(Чтение сказки воспитателя сопровождается показом иллюстраций к сказке на интерактивной доске).
- Как называется сказка?
- Какой показана лиса в этой сказке? (Хитрая, лживая, изворотливая, умная)
- А какой козёл по характеру? (глупый, недогадливый, доверчивый,
ведомый, нет своего мнения, простодушный, не обдумывает свои действия, поступки)
- Молодцы ребята, правильно описали характер героев сказки.
Ребята, для того чтобы нам рассказать сказку, нужно знать, что происходило в её начале, середине и конце. Давайте вспомним, с чего началась сказка? «Бежала лиса, на ворон зазевалась - и упала в колодец».
- А что такое колодец? (Узкая, глубокая яма, откуда черпают воду).
- Ребята, объясните, как вы понимаете эти выражения из сказки?
- «на ворон зазевалась» - загляделась на ворон
- «лиса горюет» - грустит, печалится
- «коли хочешь» - если захочешь
- «вон из колодца» - выйти, выпрыгнуть из колодца
- «насилу отыскали» - с трудом
- Молодцы! Вы правильно объяснили все слова.
- Каким голосом говорила лиса, когда нахваливала прохладную водицу? (ласковым, нежным, мягким)
- Вспомните слова лисы, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково.
«Отдыхаю, голубчик, там на верху жарко, так я сюда забралась»
- А каким голосом она стала говорить с козлом, когда он прыгнул в колодец? (Сердитым, недовольным).
- Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердится.
«Эй, бородатый дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал».
Молодцы! Смогли показать характер лисы.
Как лиса выбралась из колодца?
А что потом случилось с козлом?
«Чуть было не пропал козел с голоду в колодце, насилу-то его отыскал хозяин и за рога вытащил»
(выключить доску)
Воспитатель: Ребята, а на клубочке под цифрой 3 нам предлагают поиграть. ( Задание: изобрази героя сказки.)
Физминутка
Чистоговорка совмещённая с пантомимой - сначала дети повторяют фразу чистоговорки, затем показывают мимикой и жестами то, что просит воспитатель
АЛА – АЛА– АЛА
Лиса по лесу бежала….
(показать, как бежала Лиса)
УХ-УХ-УХ
Вдруг Лиса в колодец «Бух»
( Пантомима: Лиса огорчилась и «горюет»)
ДИЛ– ДИЛ– ДИЛ
Мимо козлик проходил.
(Показать как идёт (скачет) козёл, «бородищей трясет, рожищами мотает»)
УЛ – УЛ - УЛ
Он в колодец заглянул.
(Показать рога, наклоны)
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ
Очень козлик хочет пить.
(кивают головой)
СА– СА – СА
Это поняла лиса.
(потирают руки)
ИЛА – ИЛА – ИЛА
Козла в колодец заманила.
(качают головой)
СА– СА – СА
Так спасла себя лиса.
(хлопки ладонями по коленям, затем попеременно «ладонь-кулак»)
(Дети присаживаются)
(у мольберта)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, сказка исчезла и все картинки к сказке тоже куда-то пропали. Задание 4. (Обозначь героя сказки геометрической фигурой и расскажи её)
Но у нас в 4 задании вот что? Что это? ( Дети называют: круг, треугольник, прямоугольник- геометрические фигуры).
- С их помощью мы сможем рассказать сказку. Предлагаю обозначить эти фигуры персонажами (героями) сказки.
(Воспитатель предлагает детям планшет, разделённый на четыре части на каждой из них схематично изображена яма,
дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героев сказки).
- Какой из этих фигур мы обозначим лису? (оранжевым кругом).
- Почему вы так решили? (если дети затрудняются с ответом, тогда спрошу про цвет: - Какого цвета лиса)
Как вы думаете, кого обозначает треугольник? (козла)
- Как вы догадались? (Если дети не ответят, тогда задам вспомогательный вопрос : Какого цвета козёл)
- На какую фигуру похожа его голова? Хорошо. Молодцы!
- Хозяин на какую фигуру похож? ( дети: прямоугольник)
Воспитатель: Послушайте сказку еще раз, потом вы будете ее рассказывать. Слушаем внимательно и запоминаем.
Пересказывание сказки воспитателем.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю рассказать Вам сказку по цепочке, кто расскажет начало сказки (далее дети по очереди дополняют части сказки.)
Обращаюсь: Будьте внимательны, рассказывайте по порядку и передайте голосом характер героев.
(рассказывание сказки с опорой на предметы-заместители)
Клубок с цифрой 5. ( задание: поиграй в театр по сказке)
Воспитатель: Ребята, а в театре роли распределяет кто (дети режиссёр)
Тогда я режиссёр, предлагаю вам на ощупь достать из мешочка картинку персонажа, роль которого вы будите играть.
(дети распределяют роли по жребию и пересказывают сказку по ролям)
лиса, козёл, ребёнок рассказчик, хозяин, две вороны).
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо рассказали и показали сказку.
Присаживайтесь на свои места.
Слышится звон колокольчика.
Воспитатель: Ребята вы слышали, что это за звук? Что он означает?
( дети : что мы наполнили сундук сказкой)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями.
-Ребята,как вы думаете, кто из вас наиболее точно передал характер лисы? (ответы детей)
- Давайте пофантазируем, как могла бы закончиться сказка, если бы козел не поддался на обман лисы? (ответы детей)
- Ребята, у русского народа существует поговорка «Сказка - ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок». Как вы считаете, чему нас учит эта сказка? (ответы детей).
Воспитатель подводит итог: Да, ребята, нужно помнить, что в мире есть не очень хорошие люди, которые, подобно «лисичке» пытаются затащить доверчивых и глупых людей в различные «ловушки-колодцы». Эта сказка предостерегает нас от необдуманных поступков. Умный человек сначала подумает, а потом сделает. Ведь недаром говорят: «Прежде чем войти, подумай, как выйдешь!»
Воспитатель: Ребята если Вы справились со всеми заданиями. Вам все было легко понятно и интересно, то выберите зеленый смайлик, если вы испытывали трудности, но в целом справились и Вам было интересно, то желтый смайлик, а если Вы затруднялись ответить Вам было не интересно, то выберите красный смайлик.
Сюрпризный момент.
Ребята,а за то что мы помогли наполнить сундук сказкой ловец сказок, нам приготовил сладкий сюрприз, с кем мы можем с ним поделиться?
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
— Что ты там, лисонька, поделываешь?
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.
— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:
— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.