Ольга Фадеева
Конспект открытого занятия по развитию познавательной деятельности с использованием STEM-технологий «Посылка в космос»
Цель: Развитие познавательной сферы дошкольников посредством STEM-технологий
Задачи:
Образовательные
1. Формирование восприимчивости к обучающей помощи, мотивов учения
2. Овладеть предпосылками технических и технологических компетенций
3. Учить навыкам коммуникации и межличностного общения. Умения работать в команде
Развивающие
4. Развитие зрительного анализа;
5. Формирование предпосылок логического мышления;
6. Развитие пространственного мышления
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию познавательной деятельности с использованием STEM-технологий „Посылка в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
7. Развитие речи и умения чётко излагать свои мысли
8. Развитие произвольности регуляции деятельности и поведения;
9. Развитие вербальной механической памяти; развитие мелкой моторики; зрительно-моторной координации; воображения; восприятия и внимания.
Воспитательные
1. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели
2. Мотивировать в детях желание помогать другим в трудных ситуациях
3. Поощрять стремление высказывать свои мысли
Оборудование. Шесть STEM-модулей :
1. Модуль «Математическое развитие»- часы и карточки с заданием для работы
2. Модуль «Робототехника»-beebot, коврик с заданием «4й лишний» и кубики для программирования
3. Модуль «Конструирование»-набор LEGO
4. Модуль «Дидактическая система Фрёбеля»-наборы №3-№6
5. Модуль «Экспериментирование»- колбы разных размеров, ёмкости с водой
6. Модуль «Мультстудия»- Компьютер с программным обеспечением, декорации для плоскостной анимации. Картинки на которых нарисованы ракета, посылка, мальчик. Раскадровка будущего мультфильма
Так же: картонный макет ракеты, коробки-посылки, карточки «4-й лишний»
Ход занятия
1. Вступление. Обозначение темы
Дети и педагог-психолог встают в круг и говорят :«Всем-все здравствуйте!».
Педагог-психолог (П) : Ребята, посмотрите, какую посылку мне прислала моя бабушка (Показывает большую коробку). Там, наверное, очень много разных конфет, давайте откроем и посмотрим? Педагог-психолог открывает посылку и с удивлением вытаскивает из коробки тюбики с надписями «Котлеты» и «Борщ», большую открытую бутылку с надписью «Кислород».
П. : Ребята, посмотрите, это вовсе не похоже на посылку от бабушки. Как вы думаете, что случилось? (ответы детей) А чью посылку нам прислали, кто обедает борщом из тюбика и кому необходим баллон с кислородом? (ответы детей)
2. Постановка задачи
П. : Наверное, посылку из Звездного Городка по ошибке прислали нам. Это получается, что космонавты останутся без провизии и воздуха? Что делать (ответы детей) Да,ребята, мы можем постараться сами отправить посылку космонавтам. Для этого нам нужно знать индекс и адрес. Но посылка у нас необычная и индекс на ней записан тоже необычно. Посмотрите (обращает внимание детей на боковую часть посылки, там изображены циферблаты часов). Давайте сядем за столы и попробуем разгадать индекс нашей посылки
3. Практическая часть
Дети садятся за столы по двое, на каждый стол раздается карточка с изображением двух циферблатов. Педагог-психолог у доски показывает время на демонстрационных часах и просит детей сказать, сколько часов и сколько минут на каждом циферблате. В конце из комбинации цифр составляется индекс.
П. : Молодцы, ребята. Индекс нам известен, но теперь нужно узнать адрес, а он у нас, как назло, почти стёрся. Давайте позовём на помощь нашу Чудо-Пчёлку! Она знает ответ на любой вопрос. Вот только пчёлка не умеет разговаривать, зато умеет загадывать загадки, отгадав их, мы поймём какой адрес на нашей посылке.
Дети поделятся на две команды, каждая команда подходит к столу, на котором лежит коврик,bee-bot ,кубики для программирования и карточки с заданиями. Для каждой команды приготовлена карточка «4-й лишний». Правильно ответив на вопрос, объяснив ответ, дети находят лишнюю картинку и программируют путь пчёлки до нее. В итоге получается две картинки: красный круг и ракета. Картинки дублируются на доску.
П. : Ребята, посмотрите. Пчё лка нам загадала такой адрес: красное, круглое и туда можно долететь только на ракете. Как вы думаете, какой адрес (Ответы детей) Космонавты отправились в экспедицию на Марс. Теперь, когда мы знаем адрес, нам нужно придумать, на чём же мы отправим нашу посылку (ответы детей) А давайте каждый из вас придумает свою ракету и построит ее макет из конструктора?
Дети делятся на две команды: первая команда получает конструктор ЛЕГО, вторая –дары Фрёбеля. Дети строят свои макеты ракет. Педагог эмоционально поддерживает воспитанников. Отдельно отмечает каждую работу.
П. : макеты построены, но для запуска ракеты нужна слаженная дружная команда. Я предлагаю нам сейчас поиграть в игру, которая сделает нас самой дружной и крепкой командой.
Физкультминутка
Проводится игра «Солнце и планеты»
После игры дети вновь делятся на две команды и встают около столов, на которых приготовлены наборы для экспериментирования.
Опыт «Свойства воздуха»
П. : Ребята, ракеты мы с вами придумали. Но мы совсем забыли, что когда доставали баллон с кислородом из посылки, он был открыт (показывает открытый баллон).Мы же не можем оставить наших космонавтов без воздуха. Давайте наберем для них в наши колбы чистого Земного воздуха
(дети берут колбы, зачерпывают воздух и закрывают их).
П. : Но как мы можем понять, что внутри колбы воздух? У него нет ни запаха, ни цвета.
(предложения детей).
П. : Ребята, помочь нам в этом может вода.
Ход эксперимента. Необходимо колбу медленно опустить в емкость с водой. Важно обратить внимание, что колбу нужно держать ровно. Обращаем внимание детей, что колба не заполнилась водой до конца. Почему (она заполнена воздухом и он не пускает воду) Детям предлагается немного наклонить колбу, что появляется в воде (видны пузырьки воздуха).Откуда они взялись? Воздух выходит из колбы, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый, но может заполнять собой любое пространство
Дети проводят эксперимент. Убедившись, что в колбе есть воздух, дети вынимают ее из воды, протирают салфеткой и вновь зачерпывают воздух. Все колбы собираются в посылку
П. : Какие же вы молодцы! Теперь у космонавтов хватит воздуха даже для самой долгой экспедиции. Адрес и индекс на известны, ракеты построены, воздух упакован. Теперь нам нужно придумать, как же наша ракета полетит в космос. Я предлагаю сделать видео инструкцию! А поможет нам в этом наша мультстудия. Дети подходят к столу, на котором стоит компьютер, камера и декорации для плоскостной анимации. Педагог-психолог помогает распределить обязанности между воспитанниками: режиссер, осветитель, актеры.
П. : Прежде, чем снимать мультфильм, нам нужно составить сценарий. Я подготовила раскадровку нашего мультика, но дело в том, что все карточки у меня перепутались, и я теперь не могу вспомнить, что за чем идет. Давайте вместе попробуем поставить все картинки в правильном порядке?
Дети выстраивают правильную последовательность запуска ракеты. Затем приступают к съёмке мультфильма. Педагог-психолог помогает монтировать мультфильм и все вместе смотрят результат работы.
П. : Какие вы молодцы! Мы настоящая команда! А теперь пришло время отправлять нашу посылку в космос (выносится большую картонную ракету, прячет посылку).Ребята, давайте начнем обратный отсчёт и запустим нашу ракету в космос! Только нам нужно будет всем закрыть глаза, чтобы в них не попала пыль.
Дети считают: «3,2,1.» и закрывают глаза. В это время психолог уносит ракету и лопает воздушный шар. Дети открывают глаза. Эмоционально обыгрывается запуск ракеты.
П. : Вот мы и отправили посылку космонавтам на Марс. Интересно, долетела она или нет (в это время звучит звуковой сигнал). Ребята, что это? Это пришло видео письмо на наш компьютер! Дети собираются возле компьютера от мультстудии и педагог-психолог открывает видео, на котором космонавты благодарят детей за помощь. Затем стук в дверь. Входит почтальон и отдает другую посылку педагогу
П. : Ребята, а вот и наша посылка! Космонавты прислали нам ее с Марса! Давайте же посмотрим, что там внутри! Педагог-психолог и дети открывают посылку и находят подарки от космонавтов.
Рефлексия
Педагог-психолог вместе с детьми проводит анализ занятия :
-Ребята, мы с вами сегодня помогли космонавтам получить посылку с Земли!Это очень доброе и благородное дело!
-Какое задание было самое трудное?
-Какие задания вам показались самыми интересными?
Ребята, вы сегодня молодцы, вы показали себя, как настоящая дружная команда! Я предлагаю нам взяться за руки и сказать: «Всем-всем спасибо! Всем-всем до свидания!»