Роза Хайретдинова
Открытое занятие по познавательному развитию «Моя семья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мною был разработан кратковременный проект по патриотическому воспитанию и итогом этого проекта было проведение открытого занятия для педагогов детского сада.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Коммуникация», «Социализация».
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию „Моя семья“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.
Цель: формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношениях.
Задачи:
1. Образовательные.
- Способствовать формированию правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сына и дочери.
-Способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе;
2. Развивающие.
- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных; развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;
-Развивать умение выразительно читать стихотворения;
- Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.
- Развивать диалогическую речь, поощрять активность детей при ответах на вопросы
3. Воспитательные. - Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство взаимовыручки, любовь и уважение ко всем членам семьи
Предварительная работа: Оформление и рассматривание семейных фотографий и фотоальбомов, журналов и книг, чтение и разучивание стихов, изготовление подарков для родных, семейные праздники, совместная проектная деятельность с родителями и детьми по теме «Моя семья».
Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая, старше, моложе.
Оборудование: настенная доска, магнитофон, мяч, корзина, сердечко.
Демонстрационный материал: настольный театр сказки «Репка», фотографии семей воспитанников, оформленных в виде дома, предметы для игры «Найди предмет для члена семьи»
Раздаточный материал: эмблемы с членами семьи, картинки с изображением солнышко и тучки, раскраска с членами семьи, стеки, клеенка, салфетки.
Предшествующая работа по подготовке к занятию : оформлена группа, был изготовлен демонстративный материал, изучена литература по теме семья.
Предварительная работа:
• Заучивание фамилии, имени, отчества.
• Разучивание стихотворений о маме, папе, дедушке, бабушке.
• Рассматривание иллюстраций и семейных альбомов (фотографий)
• Чтение и рассматривание иллюстраций в книжках о семье, отгадывание загадок.
• Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»; «Строим дом».
• Рисунки детей «Моя мама», подарок для мамы на праздник день матери.
Индивидуальная работа: Рузанна, Аделина, Вероника, Марсель (рассказ о семье в основной части).
1. Вводная часть – 3 минуты.
а) привлечение внимания детей к воспитателю;
б) словесная дидактическая игра «Назови своё имя»;
в) сюрпризный момент (отгадывание загадки, появление персонажей сказки).
2. Основная часть – 15 минуты
а) беседа о семье; чтение стихотворений о дедушке и бабушке.
б) рассматривание домика с изображением семьи детей, рассказ детей о своих семьях.
в) словесные игра с детьми: «Наполни корзину добрыми делами», «Скажи ласково»; «Хорошие и плохие поступки»
г) игра «Найди предмет»
Физминутка
3. Заключительная часть – 2 минуты
а) обобщение воспитателя;
б) рефлексия;
Ход занятия:
Гости сидят на стульях в группе. Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. А с гостями принято здороваться. Предлагаю вам поздороваться с гостями, так, как вы умеете это красиво делать…
дети берутся за руки, при этом говорят «Здравствуйте!».
Воспитатель: Ну-ка, дружно, встаньте в круг,
Я – Ваш друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, козлятки? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да)
- А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите (бросает вымышленный мяч)
Игра «Назови свое имя и фамилию».
Дети передают «волшебный» мяч друг другу по цепочке и называют свое имя и фамилию.
Воспитатель: Все молодцы! Теперь и гости узнали ваши имена и фамилии. Дети садятся.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои одной сказки, ее название вы узнаете, если отгадаете загадку.
Выросла она на грядке.
И тянули по порядку:
дедка, бабка, внучка, Жучка –
не смогли! – большая штучка!
Кошка с мышкой лишь пришли –
сразу вытянуть смогли! ответы детей
Воспитатель:
- правильно, это знакомая нам сказка «Репка», где герои сказки это одна дружная семья.
Назовите членов этой семьи.
( дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
воспитатель:
- А какие сказки про семью знаете вы?
(дети называют «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель:
Сегодня, ребята, мы поговорим о семье. Скажите, как вы думаете, что такое семья?
Беседа о понятие «Семья».(дети высказывают свои предположения, затем воспитатель все ответы объединяет и делает вывод)
Воспитатель. правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь, бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка, так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, помогают и заботятся друг о друге.
А сейчас давайте вспомним сказку про репка и встретимся с семьей, которая её растила.
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Но чтоб репку начать тянуть нужно стихотворение рассказать про дедушку, про самого взрослого и мудрого члена семьи.
Стихи Полина.
Мы с дедушкой часто гуляем вдвоём,
Играем в куклы, и чай вместе пьём.
Он может гудеть, как большой паровоз,
И знает ответ на любой мой вопрос.
Люблю я дедулю — скажу Вам друзья,
И знаю, что дедушка любит меня.
Воспитатель: Молодец, Полиночка, очень дедушкой она дружит и поэтому дед пошел репку рвать. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Кого позвал на помощь дед?
дети:
Позвал дед на помощь бабку.
Воспитатель: Прибежала бабушка на помощь, а ребята, подскажите часто к вам прибегает на помощь бабушка. Как она вам помогает? (вкусненьким угостит, блинчики пожарит, всегда поможет одеться, сказку расскажет). А бабушка спрашивает, помогаете ли вы в своей семье дома? Кто помогает? подойдите ко мне.
Вот бабушка передала мне корзинку. Давайте наполним её теми добрыми делами, которые выполняете в семье. Проводится игра «Добрые дела»
Воспитатель: Ой, какая тяжёлая корзинка стала. Молодцы, ребята, как много помогаете вы дома. А Тимур очень любит бабушку и сейчас расскажет о ней.
Тимур:
Подарю я солнышко
Бабушке своей,
в глазах грустиночек
Не было у ней.
Засветилась радостью
Этим ясным днем
Каждая морщиночка
На лице родном.
Я цветочек аленький
Также подарю
И скажу ей: «Бабушка, Я тебя люблю!»
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка…внучку
А внучка хочет узнать, как вы ласково называете маму и других членов семьи. Посмотрите, у меня в руках сердечко, оно очень ласковое и нежное. Я буду называть вам слово и передавать сердечко, а вы должны назвать это же слово, но только ласково. Проводтся игра «Ласковое слово».
Мама- мамочка, мамуля
Папа- папочка, папуля
Дочь- доченька, дочурка, доча
Сын- сынок, сыночек, сынуля
Сестра- сестрёнка, сестричка
Брат- Братик, братишка
Бабушка- Бабуля, бабулечка
Дед- дедушка, дедуля
Внучке очень понравились ваши ласковые слова. Ребята, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?
Воспитатель:
- сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку…»
Воспитатель: Ребята, прибежала Жучка и говорит, чтобы вытянуть репку нужно быть здоровым и сильным. А для этого нужно делать зарядку.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй (маршируют на месте)
Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо- влево
Делает мой братик (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А сестра любит попрыгать.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
Молодцы. Хорошо отдохнули.
Воспитатель. Жучка хочет тоже поиграть с вами, она принесла вам эмблемы, где нарисованы члены семьи. Воспитатель раздает эмблемы (бабушка, дедушка, папа, мама, дочка, сын) и ( спрашивает:
Тагир, кто ты? (Я - папа)
Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома? Воспитатель даё т пример ответа: «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»
Какой предмет выбрал дедушка?
Чем занялась бы дочка?
Зачем папе молоток? Дети обговаривают, кто, что взял, для чего это нужно.
Итог: Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестёр, свои. Из ваших ответов я поняла, что у вас дружные семьи.
Воспитатель:
сказка продолжается и репку надо тянуть дальше:
позвала Жучка кошку.
Кошка тоже поможет тянуть репку, но сначала хочет спросить ребят: Она просит помочь разобраться ей в хороших и плохих поступках.
Ребята, у меня картинки солнышко и тучка. Я буду называть хорошие и плохие поступки. Вам надо поднять солнышко, если поступок хороший, а если поступок плохой поднять тучку.
- Нарисовали красивую картину,
- Подрались с другом,
- Убрали игрушки на место,
- Порвали книгу,
- На прогулке замарали куртку,
- Помогли маме с уборкой.
- Помочь бабушке
-Отобрали игрушку
-Полить цветы
Воспитатель:
Я надеюсь, что вы не будете совершать плохие поступки, чтобы не огорчать родителей и чтобы у мамы и у всех членов семьи были веселые и радостные лица.
Воспитатель: Кошка позвала мышку. Мышка прибежала и просит нас рассказать о своей семье. Посмотрите, на этих фотографиях изображены семьи наших детей. Они все помещены в один большой домик
Воспитатель: У каждого из наших детей тоже есть семья! Давайте, расскажем мышке какие у Вас семьи.
Дети рассказывают о своих семьях.
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо справились.
Воспитатель: Будем сказку продолжать. Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка на внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут… и вытянули репку.
Ребята, скажите, почему герои сказки вытащили репку?
Ответы детей (Тянули все вместе, дружно всей семьёй)
О чём мы сегодня говорили?
дети: о семье.
Воспитатель: Правильно, мы говорили о семье. Как хорошо, что у Вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дети слушаются родителей, весело и дружно живут все вместе!
РЕФЛЕКСИЯ. Посмотрите, у меня на столе картинки тучки и солнышко, если вам понравилось наше занятие и вам было интересно, то поднимите к солнышку, а если нет, то тучку.
Я вижу, что вам понравилось. Вы все молодцы.