Елена Карпова
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «Чудесные лаборатории» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты дать понять, откуда появляется песок, ветер, тонет предмет или нет, зависит не только от его веса, но и формы.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим „Чудесные лаборатории“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Оборудование: телевизор, камни, лист цветной бумаги, лупы, макет вулкана, маленькая бутылочка из-под питьевого йогурта, перекись водорода, средство для мытья посуды, пищевые красители, сухие дрожжи, вода, столовая и чайная ложки, прозрачная ёмкость для помещения в неё «вулкана», бутылка с узким горлышком, воронка, пищевая сода, столовый уксус, воздушный шарик, стаканчики по количеству детей, пластилин, две небольшие фигурные банки, растительное рафинированное масло, шипучие таблетки.
Ход
Воспитатель: - Ребята, сегодня нам предстоит вспомнить, какие открытия об окружающем нас мире мы с вами сделали, узнать что-то новое, ну и поучаствовать в забавных опытах.
Скажите мне, пожалуйста, вы любите гулять на нашем участке?
Дети: -Да.
Воспитатель: -А где вы там чаще всего играете?
Дети: -В песочнице с песком.
Воспитатель: -Давайте вспомним, что мы знаем о песке? Каким бывает песок?
Дети: -Сухой и влажный.
Воспитатель: -Правильно. Какие свойства у сухого песка?
Дети:- Он сыплется.
Воспитатель: -А влажный?
Дети: -Держит форму.
Воспитатель: -Правильно. Молодцы! А вы знаете, откуда берётся песок? (ответы детей) Чтобы это узнать, давайте пройдём в нашу первую лабораторию- лабораторию песка. Посмотрите, что это у меня лежит?
Дети: -Камни.
Воспитатель: -Ребята, возьмите по два камня и повторяйте за мной.
Воспитатель над лежащей на столе бумагой постукивает камни друг о друга и трёт их.
Воспитатель: -Видите, из камней что-то сыплется? Давайте возьмём лупы и посмотрим, что это такое?
Дети рассматривают в лупы то, что насыпалось на бумагу и отвечают, что там песок.
Воспитатель: -Вот мы сделали наше первое открытие : песок появляется из камней. Но как же это получается? Ведь люди не будут целыми днями стучать камнями и тереть их. Оказывается, под воздействием ветра и воды камни превращаются в песок. Откуда берутся сами камни, мы с вами рассмотрим на следующем занятии. А сейчас я хочу обратиться к тому виду камней, которые получились в результате извержений вулканов. Что такое вулкан? Это гора с отверстием наверху, внутри которой находится очень горячее вещество. Иногда вулканы извергаются и из них выходит раскалённая лава. Давайте посмотрим об этом видео.
Демонстрируется видео.
Воспитатель: -Впечатляющее зрелище, правда? (ответы детей). А теперь небольшой фокус-сюрприз. Посмотрите, я смастерила маленький вулкан и сейчас мы приведём его в действие. Не бойтесь, это не опасно. Чтобы наш вулкан начал действовать, нам понадобится перекись водорода. Миша, налей немного перекиси в бутылочку. Ванечка, теперь добавь туда несколько капель жидкости для мытья посуды. Взбалтываем. Теперь я насыплю туда красный пищевой краситель: ведь лава красного цвета. Взбалтываем. В стаканчик наливаю две столовые ложки тёплой воды. А Дима пусть добавит в воду чайную ложку дрожжей. Всё тщательно перемешиваю. Теперь я помещу бутылочку в кратер нашего вулкана и налью туда смесь воды и дрожжей. Любуемся извержением! А теперь давайте проверим, как вы запомнили, из чего получается песок?
Дети:- Из камней.
Воспитатель: -Под воздействием чего камни превращаются в песок?
Дети: -Ветра и воды.
Воспитатель: -Правильно. Молодцы! А давайте-ка вспомним, что же такое ветер?
Дети: -Ветер- это поток воздуха.
Воспитатель: -Каким бывает ветер (ответы детей) А мы можем сделать ветер?
Дети: -Можем.
Дети демонстрируют ветер, выдыхая воздух.
Воспитатель: -А что мы можем сделать при помощи выдыхания воздуха?
Дети: -Надуть воздушный шарик.
Воспитатель: -А можно ли надуть шарик, не вдыхания в него воздух и не пользуясь насосом?
Дети: -Не можем?
Воспитатель: -Уверены? А я всё же попробую надуть. Для этого пройдём в нашу следующую лабораторию- лабораторию воздуха. Смотрите, я бутылку насыплю несколько ложек пищевой соды, а теперь добавлю туда немного столового уксуса.
Воспитатель демонстрирует то, о чём рассказывает и быстро натягивает шарик на горлышко бутылки.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, наш шарик надувается! Итак, ещё раз повторим : капни превращаются в песок под воздействием ветра и чего ещё?
Дети: -Воды.
Воспитатель: -Молодцы! Запомнили. Появление ветра так или иначе всегда связано с водой, водоё мами: речками, озёрами и, конечно же, морями и океанами. Летом, когда будет жарко, прогуляйтесь с родителями по берегу реки и вы почувствуете, что от воды как будто веет на вас ветерком. Давайте вспомним, что же мы знаем о воде?
Дети: -Вода бывает холодная, горячая и тёплая.
Воспитатель: -Правильно. Чтобы вода стала горячая, что мы должны сделать?
Дети: -Кипятить её.
Воспитатель: -Правильно. А чтобы вода стала тёплой, что мы должны сделать?
Дети: -Смешать горячую и холодную воду.
Воспитатель: -Правильно, конечно же! А какая бывает вода, помимо того, что жидкая?
Дети: -Твёрдая- это лёд. И пар.
Воспитатель: -А если я налью немного водички и оставлю на несколько дней, что с ней будет?
Дети: -Воды не станет, она испарится.
Воспитатель: -Молодцы! Всё-то вы знаете! А какие предметы тонут в воде?
Дети: -Тонут тяжёлые, а лёгкие не тонут.
Воспитатель: -В общем и целом правильно, но не совсем. Давайте пройдём в нашу третью лабораторию- лабораторию воды. Ребята, вы видите стаканчики с водой и возле них кусочки пластилина. Как вы думаете, пластилин утонет?
Дети: -Утонет, кусочек тяжёлый.
Воспитатель: -Давайте проверим?
Дети опускают кусочки в воду, и они тонут.
Воспитатель: -Вы оказались правы. А теперь я достану ваш пластилин из воды. Возьмите его в руки и скатайте шарик. А теперь хорошенько расплющите его. Сейчас аккуратно опустите пластилин в воду. Что вы видите?
Дети: -Пластилин не утонул.
Воспитатель: -Действительно, он держится на поверхности воды, а мы ведь не уменьшили его ни на грамм. Значит, делаем вывод: утонет предмет в воде или нет, зависит не только от его веса, но и от формы. Пластилин раньше тонул, мы изменили форму, и он плавает. По этому принципу и строятся корабли. Вода - это универсальное вещество, без которого мы не смогли бы жить. Она нужна нам постоянно. А сейчас небольшой опыт-сюрприз для вас…и конечно же, с участием воды. Ребята, вы видели когда-нибудь лава-лампы? (ответы детей) Для тех, кто не видел, я покажу небольшой ролик.
Демонстрируется ролик с работающее лава-лампой
Воспитатель: -Правда красиво (ответы детей) А теперь я предлагаю вам самим сделать лава-лампы. Видите у меня на столе стоят две баночки? Вот из них и будем мастерить лампы. И будем мы это делать немного разными способами. В стаканчик с водой я капну несколько капель красителя. Миша, размешай, пожалуйста. Вода полностью окрасилась, и её мы перельём в одну из баночек. Витя, налей туда растительного масла. Посмотрите, сколько красивых пузырьков- это уже очень красиво! А теперь, Витя, налей масла в другую баночку. Ваня, возьми стаканчик с водой и перелей в масло. Смотрите, в обеих банках вода опускается вниз, отделяясь от масла. Происходит это потому, что плотность воды намного больше плотности масла. В баночку с неокрашенной водой добавим несколько капель красителя. Я теперь нам понадобятся шипучие таблетки. Я заранее их разломала на четыре части, чтобы лампы более равномерно бурлили. Возьмите по кусочку таблетки и добавьте их в баночку, которая ближе к вам. Смотрите, как красиво!
Итак, на этом наши опыты на сегодня закончились. Давайте вспомним, какие открытия для себя вы сделали в каждой лаборатории? В лаборатории песка вы узнали что?
Дети: -Что песок получается из камне под воздействием ветра и воды.
Воспитатель: -Хорошо. Что вы узнали в лаборатории воздуха?
Дети: -Появление и сила ветра зависят от воды. И чтобы надуть шарик, не обязательно вдыхать в него воздух.
Воспитатель: -Тоже верно. Что же вы узнали в лаборатории воды?
Дети: -Утонет предмет или нет, зависит не только от его веса, но и формы.
Воспитатель: -Отлично! Молодцы, ребята!