Ольга Кленкова
Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе «Непоседы «» к 300- летию образования Нижегородской губернии».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать любовь к Родине - Нижегородской области.
Задачи:
1. Формировать патриотические чувства детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с достопримечательностями старинных городов Нижегородской губернии, знаменитыми людьми и народными промыслами.
2. Развивать интерес воспитанников к восприятию информации, через использование ИКТ, средствами мультимедийной презентации.
Публикация «Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе „Непоседы „“ к 300- летию образования Нижегородской губернии“,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитывать трепетное, уважительное отношение к нашей Родине – Нижегородской губернии, людям, прославившим наш край.
4. Уточнить и углублять представления детей о промыслах Нижегородской губернии (хохломская и Городецкая роспись, людях прославивших наш край
5. Способствовать речевому развитию, поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о том, что у них изображено на картинке, развивая диалогическую речь.
Вид НООД: Речевая деятельность и использованием ИТК (презентация)
Тип НООД: II тип, уточнение знаний.
Словарная работа активизация словаря: Нижегородская губерния, Нижегородская область, народные промыслы, хохломская роспись, городецкая роспись, Валерий Чкалов, Борис Корнилов, Кузьма Минин.
Подготовка к НООД: проветривание помещения, влажная уборка зала.
Методы и приемы: домашнее задание «Почему матрешку прозвали матрешкой?», создание проблемной ситуации, вопросы поискового характера.
Предварительная работа: чтение сказки нашего поэта - земляка Б. Корнилова «Как от меда у медведя зубы начали болеть»,чтение произведений о земле Нижегородской, обсуждение книги В. Шамшурина, В. Алексеева «Под сенью Керженских лесов», книги «Наш край» составители В. Шамшурин, Н. Морохин. Экскурсии за пределы территории ДОУ (библиотеку, музей, к памятнику Бориса Корнилова. Беседа о промыслах
города Семенова. Рисование на тему: «Городецкий пряник», «Хохломской узор», «Матрешка – семеновская красавица».
Материал и оборудование к НООД: мультимедийная установка, раздаточный материал на каждого ребенка в черно- белом варианте (Нижегородский кремль, изображение памятника Кузьме Минину, герба Нижнего Новгорода, города Семенова, Российской Федерации, городецкой, хохломской росписи, портрет Бориса Корнилова, книги по истории Нижегородского края, мультимедийная презентация: «К 300 - летию образования Нижегородской губернии», указка, стулья полукругом, картинки Нижегородской губернии, герб города Семенова, фланелеграф.
Ход НООД:
Формы и методы руководства воспитателя Действия педагога и детей, предполагаемые ответы детей.
I Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.
Сегодня мы будем с вами говорить о нашей малой Родине, о наших земляках – нижегородцах. Им обязаны мы всем, что имеем сейчас, что должны свято сохранять и беречь. Как вы думаете, что такое Родина?
Родина как понятие произошло от слова «родная», как родная мама. Родиной человек называет место, где родился, живет, где жили наши прабабушки и прадедушки. Место, где родился, называется малой Родиной.
Как называется наша малая Родина?
Наш Семенов входит в состав Нижегородской области. Раньше, в старину, 300 лет назад нашу область называли губернией.
(Включается 1 слайд презентации)
Как называется наша область? А в старину называли губернией? Что изображено на гербе Нижегородской области? Вам знакомо это животное? Как оно называется?
Высказываю детям свое одобрение: да, это олень – символ Нижегородской области
А кто из вас знает, почему именно олень, а не медведь, не заяц, лиса, или другое животное оказалось на нашем гербе?
Высказываю детям свое одобрение: да, это олень – символ Нижегородской области.
На втором слайде мы видим Нижегородскую область. Наша большая страна Россия состоит, ребята, из разных областей, в том числе и Нижегородской.
Как вы думаете, как можно назвать людей живущих, в Нижегородской области?
II часть
Что вы видите на слайде?
Включается 3 слайд
Правильно, это мост. А реку эту называют Волга – великая русская река. Через Нижний Новгород протекают две великие реки – Ока и Волга.
На четвертом слайде мы видим, какой красивый город - Нижний Новгород! Это столица нашего Нижегородского края. Ребята, знаете, что означает понятие «столица»?
А Нижегородская губерния была образована очень давно, 300 лет назад
А Нижегородская губерния была образована 300 лет назад. Как вы думаете, это много? Очень красиво здание Нижегородской ярмарки, ярмарка, ребята, это большое торжище, базар, место, где можно купить множество различных товаров. Посмотрите теперь на эту картинку – это Нижегородский кремль, в старину он защищал Нижний Новгород от врагов.
На пятом слайде мы видим «город мастеров» в Городце
Нижегородская область состоит, из множества городов больших и малых. Одним из старейших городов нашей Родины является Городец.
На шестом слайде показаны знаменитые промыслы города Городца. Это городецкая роспись. Вы видели эту роспись?
- Молодцы, ребята, что вспомнили эту красочную роспись.
Еще Городец славится изготовлением вкуснейших пряников. Вы любите пряники, ребята?
А сейчас ребята, физкультминутка «Городецкий пряник»
Все муку мы сеем, сеем
Воду льем, льем, льем
Тесто мнем, мнем, мнем
Вот какие вкусные пряники печем!
На следующем седьмом слайде мы видим город Балахну – родину спасителя Отечества Кузьмы Минина. Еще Балахна издревле славилась производством соли. А вы знаете, где можно применить соль?
Правильно, ребята, молодцы.
На следующем слайде мы видим город Чкаловск – родину знаменитого летчика Валерия Чкалова.
Ребята, кто слышал, чем знаменит этот выдающийся летчик?
Валерий Чкалов совершил длинный беспосадочный перелет из России в Америку. Как вы думаете, что напоминает нам на гербе Чкаловска о легендарном летчике?
Какой город мы видим на следующем слайде? Кто узнал, о каком городе сейчас пойдет речь?
Правильно, ребята, это Семенов – один из красивейших городов Нижегородского края.
Какие вы молодцы, что узнали!
Кто знает, чем знаменит наш город?
Наш город знаменит своей сказочной хохломской росписью.
Правильно, а чем ещё?
А еще наш Семенов прославила красавица. Это семеновская матрешка. Вы видели нашу красавицу? Посмотрите внимательно, на фартуке семеновской матрешки алые розы, незабудки, маки. Она в ярком, красочном одеянии.
А еще наш город славен тем, что здесь родился замечательный поэт – Борис Корнилов, помните, недавно мы знакомились с его произведением. Кто готов назвать, как называется сказка.
Правильно, «Как от меда у медведя зубы начали болеть». Молодцы, что вспомнили.
III часть
Мы с вами сегодня посмотрели слайды с изображением и Нижнего Новгорода Нижегородской области. Наша область когда-то давно называлась – губерния.
Прошло 300 лет с момента образования Нижегородской губернии.
О каких городах мы узнали сегодня?
В каком городе из этих городов живем мы?
Чем славится Семенов?
На гербе какого города изображен самолет?
Какой еще город помимо Семенова славится своей росписью и пряниками?
А теперь ребята я раздам вам картинки с изображением тех городов, памятников архитектуры и скульптуры, фотографии, видов промыслов нашего края, гербов городов нашего края.
Молодцы ребята, справились с заданием!
Наши предки с любовью относились к отчему краю, называли свою родину «светло светлой и украсно украшенной». Давайте и мы, ребята будем любить, узнавать и беречь свою малую Родину – Нижегородский край как малую толику необъятной России!
Занятие окончено, спасибо вам ребята.
Дети здороваются с находящимися в зале.
Дети дают ответ:
Родина это наш Семенов, Россия.
Дети садятся на стульчики полукругом
Дети (2-3 чел.) дают ответ: это олень
Дети дают предполагаемые ответы: видимо, в лесах нашего края было много оленей
Подвести детей к ответу: людей живущих в Семенове называют семеновцами (отвечают 2-3 чел., а живущих в Нижегородской области – нижегородцами.
Предполагаемые ответы детей: мост через реку.
Ответы детей (2-3 чел.) Область очень большая, столица нашего края – Нижний Новгород.
Дети (1-2 чел.) дают ответы, что это главный город, самый большой и красивый.
Ответы детей (4-5 чел.) Да, много!
Предполагаемые ответы детей: несколько человек (2-3) припоминают, что рисовали розанчики и купавки городецкой росписи.
Дети (6-7 чел.) Да, любим.
Дети все выполняют упражнения физкультминутки.
Ответы детей (4-5 чел.)
Ответы детей (5 – 6 чел.) В приготовлении еды, чтобы было вкуснее.
Ответы детей(1 чел.) Он был знаменитым летчиком.
Ответы детей (3-4 чел.) Самолет на гербе.
Ответы детей (2-3 чел.) : это город Семенов.
Ответы детей (3-5 чел.) Да, слышали и видели хохломскую роспись.
Ответы детей (3-4 чел.) Видели, в группе стоят, дома. Матрешка всем знакома.
Предполагаемые ответы детей: (1-2 чел.) вспоминают памятник Б. Корнилову возле СОШ №1
Предполагаемые ответы детей (1-3 чел.) «Как от меда у медведя зубы начали болеть»
Дети дают ответы( 2-3 чел.) о Семенове, о Городце, о Балахне, о Чкаловске.
Ответы детей (5-6 чел.) в Семенове.
Ответы детей: хохломой, семеновской матрешкой.
Ответы детей (2-3 чел.) на гербе города Чкаловска.
Дети вспоминают о Городце.
Предполагаемые ответы детей (15-16 чел.) дают правильные ответы.
Дети встают со стульчиков, идут из зала в группу.