Вакуленко Олеся Андреевна
Открытое занятие по окружающему миру «Природа — наш общий дом» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Природа – наш общий дом»
в подготовительной к школе группе.
Цель: Показать природу как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Образовательные задачи:
• Обобщить знания и представления детей о том, что природа – наш общий дом.
Публикация «Открытое занятие по окружающему миру „Природа — наш общий дом“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Закрепление знаний детей о живой и неживой природе.
• Закрепление знаний детей о животных Республики Калмыкии.
• Различить хвойные и лиственные деревья, садовые и полевые цветы.
• Познакомить с Красной Книгой.
Развивающие задачи:
• Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
• Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
• Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.
Методы обучения:
Наглядный, словесный, практический, игровой.
Материалы к занятию :
карта с изображением зон леса, моря, гор, неба и луга; фигурки диких и домашних животных; игрушечный грузовик; карточки с изображением на них объектов живой и неживой природы; изображения вулканов, макет вулкана, прозрачная миска с загрязнённой водой; фильтр из пластиковой бутылки с ватой для очистки воды; плакат с изображением океана, гор, леса, луга без цветов, неба;картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц; изображения полевых и садовых цветов; изображение Красной книги; плакат с деревьями;
Ход занятия:
(Дети сидят полукругом)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир природы.
Что такое природа? (это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы, Солнце, воздух и вода, почва.)
Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
- Каждый из нас живем в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
Это дом – Природа.
Когда-то давным - давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома.
Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные, кирпичные) летать на самолетах и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа.
Воспитатель:
- Человек может прожить без природы? (НЕТ)
(Ему нужна вода, воздух, солнце, растения, животные.)
- В природе живут животные.
А каких животных вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Чем они питаются? (Ответы детей).
- Кого называют санитаром леса? (Волка).
- Каких животных Калмыкии вы знаете? (Ответы детей).
1. Воспитатель:
- Природа – волшебная царица, все мы живём в её царстве. Ребята у меня есть карта, где изображено всё царство природы : лес, небо, горы, луга, степи, моря и океаны.
- Посмотрите, сначала из детского сада мы попадаем куда? (в лес). (Воспитатель вместе с детьми переходит к столу «лес»). (Слайд 1)
Дидактическая игра «Домашние и дикие животные».
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, сколько здесь разных птиц и животных! Но посмотрите внимательнее, что-то здесь не так (в лесу находятся и дикие, и домашние животные).
- А какие животные называются домашними? Какие дикими?
- Давайте всех домашних животных найдём, поместим в этот грузовик и отправим их домой на ферму. (Дети выполняют задание).
На столе лежит плакат с изображением разных пород деревьев (береза, осинка, дуб, сосна, ель и т. д.)
Детям предлагается загадки о деревьях (березе, осине, ели).
Загадки:
«Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек» (Лес).
«Стоит Алена: «платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (Береза).
«Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит» (Осина).
«Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год!» (Ель).
- Как можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные).
- Чем они отличаются друг от друга?
Дети:
- На лиственных есть листья, а на хвойных – хвоя.
Воспитатель:
- Что еще растет в лесу? (Грибы, ягоды, травы, цветы).
- А теперь, ребята, вспомним, как следует вести себя в природе?
Дети называют правила поведения:
1. Не сорить в лесу.
2. Не жечь костры.
3. Не разрушать гнезда птиц, муравейники.
4. Не ловить птиц и животных.
5. Не рубить деревья, не ломать ветки.
Воспитатель:
- Ну вот, первая помощь природе оказана!
Физ. минутка «Весёлые зверята»
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.
Катится колючий ежик.
2. Воспитатель:
- Посмотрим на карту, куда нам отправляться теперь (Дети переходят к столу «Горы»).
(Слайд 2)
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
- Ребята, на какие два вида делится природа? (на живую и неживую).
- В горах расположены картинки с живой и неживой природой.
- Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы. (Дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе).
- Какие же вы молодцы! И здесь мы помогли нашей природе!
Воспитатель:
- Ну вот мы и добрались до гор.
- Ребята посмотрите на карте есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.
Как вы думаете что такое вулканы (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да)
- Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.
Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети: На большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?
Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
- Вот сейчас я покажу вам, как происходит извержение вулкана…
- А вы внимательно смотрите, что я делаю. (Опыт с вулканом)
-Что я вам сейчас показывала?
Ответы детей:
Опытно-экспериментальная деятельность «Очистка воды».
3. Воспитатель:
- А теперь на карте изображены (моря и океаны). (Дети переходят к столу «моря и океаны). (Слайд 3)
- Что же случилось здесь? (вода в море загрязнена).
-Правильно. К сожалению, человек часто загрязняет реки, озёра, моря и океаны. Но нам нужна чистая вода, правда? Скажите, а кому вообще на земле нужна вода? (ответы детей).
- Всё живое на земле погибнет если не будет воды, вот почему так важно содержать её в чистоте. Люди создали специальные фильтры по очистке воды. И сейчас мы с вами поможем нашей природе – очистим воду в этом море! (Сделать фильтр из пластиковой бутылки с ватой.)
- Ну вот, теперь в этом море снова могут обитать различные рыбы, морские животные и растения!
4. Воспитатель:
- Но, а мы двигаемся дальше! На карте нарисовано… небо! (дети переходятк столу «небо»). (Слайд 4)
Задание «Назови перелётных и зимующих птиц».
- В небе столько птиц! Но, с наступлением осени, многие птицы улетают от нас на юг. Как называются такие птицы? А те, которые остаются у нас на зиму? Мы с вами должны назвать всех птиц и определить, какие из них перелётные, а какие зимующие (Дети выполняют задание).
5. Воспитатель:
- Что же дальше изображено на карте? (степи и луга).
(Дети переходят к столу «луга, степи») (Слайд 5)
- На лугах всегда очень красиво! Там растёт много чудесных полевых цветов. Но в степи цветов нет. Здесь растет ковыль, полынь. Я предлагаю вам, украсить нашу степь.
Скажите пожалуйста какой цветок является достопримечательностью Калмыкии?
Гимнастика для глаз: «Стрекоза»
Вот такая стрекоза - как горошины глаза! (Пальцами делают очки)
Влево - вправо. Назад – вперед. (Глазами водить влево -вправо)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко! (Смотрят вверх)
Мы летаем, низко. (Смотрят вниз)
Мы летаем далеко! (Смотрят вперед)
Мы, летаем близко. (Смотрят вниз)
Подведение итога:
Есть такие растения и животные, которых осталось очень мало в природе и чтобы они совсем не исчезли, люди охраняют и берегут их и заносят в красную книгу (показ изображения красной книги). (Слайд 6)
- Мы сегодня очень много помогли природе и можем заслуженно считаться её почётными помощниками! (Вручение медалей)
- И вот мы снова вернулись в детский сад!
- Понравилось вам помогать природе?
- Что больше всего запомнилось вам сегодня? (ответы детей)
- Мы ещё много раз будем помогать природе оставаться такой же прекрасной, какая она есть сейчас!
Спасибо!