Дарья Дёмина
Открытое занятие НОД по развитию речи в старшей группе «Приключение морских путешественников»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативноеразвитие, физическое развитие.
Цель: обогащать словарный запас дошкольников, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить и обобщить знания детей об антонимах, умение называть обобщающие слова, закрепить умение отгадывать ребусы;
-продолжать работу над обогащением, закреплением и активизацией словаря.
Публикация «Открытое занятие НОД по развитию речи в старшей группе „Приключение морских путешественников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Развивающие :
-развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы, развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения, способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.
-создавать положительный эмоциональный фон.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Методы и приемы:
Наглядный: демонстрация, наблюдение (показ, рассматривание).
Словесный: беседа, объяснение, рассказывание (объяснение, вопросы, оценка детской деятельности, действия по выбору).
Практический: продуктивная деятельность.
Словарная работа:рыбацкая сеть, скумбрия,ребусы.
Средства обучения: демонстрационный материал, презентация к занятию, аудиозапись (гудок корабля, голос волшебника).
Оборудование: емкости с водой, кораблики, рыбацкая сеть, прищепки, воздушный шарик с конвертом, пальма, голубая и синяя ткань, мешочки с песком, ключ, тоннель, темница, песочные часы, доски для работы, салфетки.
Материал: карточки с ребусами, шаблоны гномов, цветной песок.
Предварительная работа.
Беседы о море, о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций о птицах, о рыбах, рисование цветным песком, чтение познавательной литературы, д/и "Скажи наоборот", "Назови одним словом? ", "Ребусы".
Предполагаемый результат: закреплены знания об антонимах и обобщающих словах,умения отгадывать ребусы, навыки речевого общения, закреплены понятия: рыбацкая сеть, скумбрия, ребусы,сформированы навыки поисковой деятельности.
Ход занятия
Дети входят в группу вместе с воспитателем, здороваются с гостями, встают в круг.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Пусть этот день вам принесет радость и много интересных впечатлений.
- Ребята, а вы любите путешествовать? Вы где-нибудь путешествовали? А вы знаете на чем можно путешествовать? (ответы детей)
- Вы хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)
- На чем можно отправиться в путешествие по морю? (На корабле).
- Для этого нужно выбрать кораблик, на котором вы хотели бы поплыть. (Дети выбирают кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду. Дуют на него, чтобы он поплыл).
- В путь! (звукозапись шума волны)
- Ребята, а кто это? (Ответы детей)
- Правильно, это добрый Волшебник. Наверное, он нам что-то хочет сказать! Послушаем? (на экране звукозапись голоса Волшебника)
«Здравствуйте, морские путешественники! Я добрый Волшебник. Разбойники посадили моих друзей-гномов в темницу. Замок можно открыть волшебным ключом, который находится на пальме. Если вы выполните все задания разбойников, моих друзей можно вызволить из беды. Идите по карте, выполняйте задания, и вы сможете помочь мне и моим друзьям. Надеюсь, что письмо попало добрым, смелым и дружным путешественникам. Удачи!»
- Ребята, вы хотите помочь доброму Волшебнику? (Ответы детей)
На интерактивной доске появляется карта.
- Давайте посмотрим на карту! Откуда мы начнем свой путь? Что изображено на карте? (Рыбацкая сеть)
- Давайте повторим! (рыбацкая сеть). Где же она? Вот. (Подходим к сетке, выполняем задания).
1. Игровое упражнение "Скажи наоборот".
-Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.
Ночь-день, грязь-чистота, холод-жара, ложь-правда, добро-зло, радость-грусть, храбрый - трусливый, белый - черный, высокий - низкий, тихо-громко, грустный - весёлый, медленный - быстрый, крупный - мелкий, назад - вперед (Дети по очереди называют слова).
-Ребята, какие вы молодцы, на все слова нашли ответы.
- Посмотрите, здесь еще висит конверт, наверно в нем новое письмо или задание. Посмотрим?
(Сверху свисает воздушный шарик с конвертом, на который воспитатель обращает внимание детей).
- Ой, ребята, посмотрите, здесь, наверное, еще одно задание, посмотрим!
2. Упражнение "Назови одним словом"
- дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)
- лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)
- волк, лиса, заяц, тигр, медведь; (дикие животные)
- стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)
- акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)
-шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые) ( Ответы детей полным предложением: «Все перечисленные слова – это деревья и т. д.)
-Молодцы, вы справились с этим заданием, и мы отправляемся дальше.
- Давайте посмотрим на карту! Что вы видитеследующее? (пальма) Что на пути еще нам встретится? (Камни)
- В путь! (идем по камням). А вот и пальма.
- Для выполнения этого задания нам нужно стать еще более дружными, найти себе верного товарища и взяться за дело парами. (Дети делятся по парам, каждая пара берет по 1карточке с ребусами).
- Это ребусы. Давайте повторим: «Ребусы!» (Дети повторяют)
Задание по карточкам "Ребусы".
- Посмотрите внимательно на картинку и по первому звуку в словах составить слово. (Ответы детей индивидуально, в парах).
- И с этим заданием вы справились.
- Молодцы, дружно выполнили задание.
(Ключ на пальме прикрыт листочком).–А вот и ключ!
- Что же ждет нас дальше, посмотрим на карту!
-Темница! Но на нашем пути еще одно препятствие, которое нам нужно преодолеть, это тоннель. Преодолев его мы попадем в темницу.
- Кто из вас самый смелый, кто поведет всех за собой по тоннелю? (Ответы детей)
(Идем по тоннелю. Дошли до темницы).
- Вот и темница! А в темнице гномы! Давайте, ребята освободим гномов, откроем затвор ключом (открываем ключом).
- Посмотрите, это друзья Волшебника, но что с ними, как вы думаете? (Индивидуальные ответы детей)
- Вернем друзьям доброго Волшебника краски?
- А поможет нам в этом волшебный песок. (Воспитатель приглашает детей за столы. Раскрашиваем разноцветным песком картинки гномов. Воспитатель помогает в работе).
- Посмотрите, сколько друзей! Какие красивые гномы у вас получились. Молодцы!
(Воспитатель подходит к интерактивной доске. На экране появляется добрый Волшебник и говорит) :
- Вы все сделали, о чем я вас просил! Выполнили все задания, освободили моих друзей из темницы. Вы добрые, смелые и дружные путешественники. Спасибо вам, ребята! Буду рад еще раз с вами встретиться! До свидания!
- А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.
- Для этого мы садимся в свой кораблик, на котором приплыли и в путь. (Дети берут свой кораблик, запускают его в воду, дуют на него, чтобы он поплыл).
- Вот мы и вернулись! Вам понравилось путешествие?
- Ребята, кому мы помогали? Что мы делали? Какие новые слова вы запомнили? Что было сделать легко? А что трудно? (Индивидуальные ответы детей полным предложением)
- Вы были дружными, смелыми, умными и внимательными, поэтому вы легко справились со всеми заданиями.