Анна Сергеева
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить работу над закреплением и обобщением знаний, полученных на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
4. Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в старшей группе „Путешествие в город красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: солнце с лучиками; запись мелодии «волшебной музыки», «шум реки»; картинки для игры «Скажи одним словом»», «Назови признаки»; видеофизминутка; декоративные камешки в форме сердечек, дерево с листочками, проектор, доска, мольберт; презентация «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Подели слово»; индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу.
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в этот сказочный город, люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, я вам расскажу сказку про наш язычок. Для этого берите свои зеркала, садитесь на стульчики. А вы, внимательно слушайте и выполняйте.
2. Атикуляционная гимнастика – сказка
Логопед: Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидало божью коровку, и они улыбнулись друг другу (улыбка). Пошла божья коровка по дорожке и увидела лопаточку (лопаточка). Хотела поиграть, но на небо набежала тучка, и пошел дождик. Божья коровка взяла большую чашку (чашечка) и набрала водички для чая. Накрыла стол под грибком (грибок) и позвала гостей: жука (как он жужжит, змейку (как она шипит, комарика (как он звенит) и лошадку (как скачет лошадка). Лошадка чуть не проскакала мимо домика божьей коровки, остановим ее (останови лошадку). На соседнем дереве дятел играл на барабане (барабан). Все гости пили чай с вареньем и аккуратно облизывали верхнюю губу (вкусное варенье с верхней губы). А потом лошадка показывала фокусы: подняв язычок наверх дула на свою челку (фокус).
Молодцы.
А теперь положите свои зеркала в коробочку и примите удобное положение для вас на ковре. Можете лечь или сесть.
-Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)
Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы! Сядем на стульчики.
Звонок в телефон.
-Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город :
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко.
Помогите нам расколдовать нам наш город!
-Ребята, нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
Вот оно солнце. (Креплю на мольберт)
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Для того, чтобы вернуть лучики, нам нужно пройти по станциям и выполнить задания. Вы готовы, ребята?
Да.
Ну тогда в путь. Давайте подойдем к первой станции. Подходим, на листочке написано название станции. Эта станция называется «Назови ласково»
1 задание.
На компьютере появляются картинки, дети называют ласково. Слайды.
Слова: река-речка, рыба-рыбка, камень-камушек, дельфин-дельфинчик, лодка-лодочка.
Выполнив первое задание, один из детей крепит лучик к солнышку.
Молодцы, ребята, один лучик мы вернули. Давайте подойдем к следующей станции, которая называется «Назови одним словом».
На столе лежат картины.
2 задание
«Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
И с этим заданием мы справились. Вернем солнышку еще один лучик.
Двигаемся к следующей станции «Хлопушки»
3 задание.
Игра «Подели слово»
(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги
по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог)
На компьютере появляются картинки. Слова: ре-ка, щу-ка, рак, лод-ка, ры-бак, чай-ка.
Молодцы, все правильно. Третий лучик возвращаем солнцу.
А мы с вами переходим на следующую станцию, которая называется «Что лишнее?»
4 задание.
«Что лишнее?» На компьютере презентация.
- щука, сом, окунь, дерево
-апельсин, катер, теплоход, лодка.
И с этим заданием справились, еще один лучик вернем солнцу.
А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем, выполним физминутку. Видео физминутка «Капитан Краб. Делай так»
Физминутка.
5 задание.
Идем к следующей станции ««Назови признаки» На столе лежат картинки: лодка из дерева, корабль из железа,лодка из резины.
Ребята, как называется лодка из дерева-деревянная лодка…
Еще один лучик возвращаем.
Двигаемся к следующей станции с названием «Река»
Ребята, послушайте. (Звучит аудиозапись «Звуки реки») Что мы слышим? Правильно шум воды. Скажите, а что делает река?
Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д.
-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали.
Ребята, посмотрите, какие интересные камешки в форме сердечек. Давайте мы с вами, немножко покатаем их на ладошках.
Вам понравилось? Да. А теперь давайте подарим наши сердечки нашей речке. (Убираем в коробочку)
6 задание Лежит задание на столе. Дети, а как вы думаете кто живет в реке?
Рыбы.
Правильно. Сейсас, я буду читать начало стихотворения, а вы будете договаривать последние слова.
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка,
Если это рыба – у неё … (улыба, если это рыбина – у неё… (улыбина,
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.
Молодцы, следующий лучик возвращаем.
Ребята, посмотрите около берега растет дерево, но оно без листочков. Мы можем вернуть листочки, выполнив задания.
7 задание
«Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно?
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все
Итог.
-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам : «Огромное спасибо!»
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
-Вот и прибыли мы в детский сад.
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
На этом наше занятие окончено.