Елена Михайлова
Конспект открытого занятия «В гостях у тетушки Козы» в средней группе
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Росинка»
"В гостях у тетушки Козы"
в средней группе «Колокольчик»
Воспитатель: Глухова Л. Е
Воспитатель: Михайлова Е. М
Новосибирск 2022
Цели: активизация знаний детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
расширять знания детей о лекарственных растениях;
Публикация «Конспект открытого занятия „В гостях у тетушки Козы“ в средней группе» размещена в разделах
- Коза, козлик, козлята
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
учить детей различать данные растения по внешнему виду;
активизировать словарь по теме;
РАЗВИВАЮЩАЯ:
развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, дать детям представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа:
• Подбор и чтение детской познавательной литературы о лекарственных растениях.
• Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о лекарственных растениях.
• Беседы о пользе лекарственных растений, о правилах поведения в природе.
• Экскурсии на фитогрядку.
Планируемые результаты: ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми и взрослыми; знает правила поведения в природе; имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.
Материалы и оборудование:
пучки лекарственных трав, иллюстрации с их изображением.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сегодня к нам пожаловали гости, педагоги детского сада.
Здравствуйте! – мы скажем педагогам
Здравствуйте! – услышим мы в ответ
Воспитатель: Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья. (М. Киселева)
- О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети: О лекарственных травах.
Воспитатель: Вот сегодня мы и поговорим о лекарственных травах. В каждом доме есть небольшая аптечка. Разве обойтись нам без средств первой медицинской помощи, ведь то палец пораним, то голова разболится. Чаще в аптечке мы храним таблетки.
Ребята, в отличие от таблеток и порошков, лекарственные травы не хуже справляются с болью, а еще они обладают лучшими вкусовыми качествами. Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. В нашем крае растёт очень много лекарственных растений.
Воспитатель: А кого мама лечит травами?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами поговорим о том, как правильно собирать, сушить и хранить травы. А расскажет нам об этом замечательная гостья, тетушка Коза. У тетушки Козы есть целая лекарственная грядка и уж она то всё знает о травах.
Забегает тетушка Коза
Воспитатель: Здравствуйте, тетушка Коза! Ой, а куда же вы так спешите, что произошло?
Т. Коза: Спешу я на помощь лесной детворе, но вот незадача, я где-то потеряла свою корзину с лекарственными травами.
Воспитатель: Не беда, мы вам поможем. Наши ребята знают лекарственные растения, их названия и как их можно применять в лечебных целях. А вы пока что присядьте и передохните.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем тетушке Козе.
Т. Коза: Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Некоторые лекарственные растения при необдуманном употреблении могут нанести вред, поэтому, сначала надо побеседовать с врачом. Если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Пойдемте со мной в лесную аптеку.
Игра «Лесная аптека»
(На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, дети должны правильно отгадать загадку, назвать растение и рассказать о нем).
Т. Коза: Вот мы и пришли. Это не простая аптека. Для того чтобы собрать травы в мою корзину, надо отгадать загадки лесной детворы. (включаем телевизор. Загадки загадывают ребята из старшей группы “Земляничка”)
• В поле бескрайнем сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белы реснички (Ромашка)
• Растет зеленою стеной.
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
• Золотой цветочек, листья изумрудные,
С одной стороны нежные, а с другой чуть грубые
Что это за растение?
Скажите поскорее! (Мать-и-мачеха)
• Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок.
Был цветок - и нет цветка.
На него подуй слегка (Одуванчик)
• Голодный шмель вздыхает тяжко:
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер.
И шмель тот час заметил. (Клевер)
• Растение это узнать очень просто
Широкие листья, сам малого роста.
В лечении ран он отличный помощник.
Растёт на дороге, зовут (Подорожник)
• Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах… (мяты)
Т. Коза: Молодцы ребята. Вы помогли мне собрать новые травы в мою корзинку. Теперь я обязательно смогу вылечить моих лесных друзей. А вам я хочу не много рассказать о правилах сбора и хранения лекарственных трав. Заниматься заготовкой растений должны люди, хорошо разбирающиеся в них. 1. Нужно хорошо знать лекарственные травы и отличать их от ядовитых.
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать травы в городе, вблизи дорог, так как они могут быть отравлены газами автомобилей
4. При сборе и хранении трав, упаковывать в ситцевые или бумажные мешочки, которые надо обязательно подписать, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить травы не на солнце, а в тени, в подвешенном состоянии, на сквозняке.
6. Не топтать травы при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
Надо помнить: заготовка лекарственного сырья не должна быть хищнической. Не только о себе нужно заботиться, но также о природе! Вы наверное уже устали? (Ответы детей)
Т. Коза: Тогда прямо сейчас мы с вами немного поиграем.
Физкультминутка (поменять)
Прямо к солнцу, на восток.
Так прекрасны, так тонки (Растут, тянуться к солнышку)
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки)
Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны)
Листик ярок и зелен,
С ветерком играет он. (Качают руки)
Стебель крепок и упрам, (Руки вперед-назад)
Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны)
Даже буря не сломает, (Круговые вращения)
Лишь немного помотает, (Раскачиваются из стороны в стороны)
Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородком)
Улыбается, звенит (Фонарики, повертели ладошками)
Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты)
Береги его, малыш!
Т. Коза: Ее мы обижаем,
Когда порой срываем,
Решаем, что трава — сорняк,
Не пригодится нам никак —
Такие наши нравы.
Но мы, дружок, не правы!
Спасибо травам и цветам,
Что это всё прощают нам!
Молодцы ребята, спасибо за ваши рассказы. Я побежала, будьте здоровы! (т. Коза берет корзину и уходит).
Воспитатель: Я рада, ребята, что мы смогли помочь тетушке Козе. Но я думаю, что вы ещё обязательно должны рассказать своим родителям и друзьям о пользе растений.
Поэтому мы подготовила вот эту чудесную папку, о лекарственных растениях. Эту папку мы будем смотреть с вами на занятиях, изучать новые лекарственные растения и рассказывать своим родителям и друзьям, о пользе трав. А сейчас давайте прощаться с нашими гостями.