Олеся Слепцова
Открытое занятие «Насекомые»
▼ Скачать +Заказ
Открытое занятие на тему : «Насекомые»
Вид занятия : формирование лексико-грамматических категорий и связной речи с элементами грамоты.
Тип занятия : подгрупповое.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных предложно-падежных конструкций с простыми предлогами «на», «под», «над». Образование слов с уменьшительно– ласкательными суффиксами, слова в родительном падеже.
Публикация «Открытое занятие „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи. Составление рассказа-описания с опорой на зрительный символ. Развитие пространственной ориентации на плоскости и латерализации.
Развитие зрительного внимания и логического мышления, фонематического слуха, тонкой и общей моторики. Развитие слоговой структуры слова и слогового анализа.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Картинки «Насекомые», пальчиковый бассейн с фигурками насекомых, разрезные предметные картинки с изображениями насекомых, горшок с цветущим комнатным растением, «чудесный мешочек» муляжи насекомых, плоскостной паровозик, шаблоны на плоскостную ориентацию, игрушка Пчелка, карандаши цветные, шаблоны черно-белые насекомые.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Найди место». [Закрепление словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление темы занятия. ]
Логопед. Опустите руки в бассейн и найдите там то, что я спрятала.
Логопед. Кого вы нашли в бассейне?
Дети. Мы нашли разные предметы.
Логопед. Скажите какой у вас предмет и назовите первый звук.
1-й р е б е н о к. Бабочка. Слово начинается со звука [б].
2-й ребенок. Стрекоза. Слово начинается со звука [с].
3-й ребенок. Богомол. Слово начинается со звука [б]
4-й ребенок. Собака. Слово начинается со звука [с].
5-й ребенок. Банан. Слово начинается со звука [б]
Логопед. Хорошо. Назовите тех, кого мы отнести к насекомым. И сегодня мы продолжим разговор о насекомых.
2. Введение в тему.
Логопед: Ребят, к нам прилетела очень обеспокоенная гостья.
Пчелка: Здравствуйте! Я пчела, зовут меня Жу-жа. Прилетела к вам за помощью, потому- что кроме людей нам никто не сможет помочь. В моей Маленькой стране прошел сильный ураган и все перевернул на лесной полянке. Помогите нам!
Логопед: Поможем маленьким жителям,ребята? Отправимся в Маленькую страну …
Пчелк : Нам нужно торопиться и поэтому придется отправиться в путь на паровозике. Правда, паровозик маловат для вас ребята …. Да, не беда, у меня собой волшебный эликсир, сейчас я брызну на вас, а вы произнесете волшебные слова. Вот они : 1,2,3 – стали маленькими мы!
Пчелка брызгает на детей эликсир, дети произносят слова и садятся на стульчики.
Логопед: Чтобы отправиться в путь, необходимо купить билеты, а для этого придется ответить на вопросы которые лежат в «чудесном мешочке»
Дети достают билетики с вопросами из «чудесного мешочка»,отвечают на вопрос и получают билетик.
3. Закрепление представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
Логопед достает из мешочка карточку с вопросом и за правильный ответ возвращает билетик на паровозик.
Игра «Билетик за ответик»
Логопед. Сколько ног у насекомых?
1-й ребенок. Шесть.
Логопед : Из скольких частей состоит тело насекомых?
2-й ребенок. Три части- голова, грудь и брюшко.
Логопед. Как называется домик муравья?
3-й ребенок. Муравейник
Логопед. Какую сказку вы знаете про муху?
4-й ребенок. Муха-Цокотуха.
Логопед. Паук – это насекомое?
5-й ребенок. Нет – это животное.
Логопед. .Все получили билеты и можно отправляться в путь. Поехали!
Пчелка. Ребята, пока наш поезд мчится на полянку, я хочу вас спросить.
А что вы знаете о маленьких жителях лесной полянки, моих друзьях?
4. Развитие связной речи. Составление рассказа-описания с опорой на зрительный символ. Активизация и расширение словаря относительных прилагательных.
Игра «Расскажи о насекомом». Перед детьми муляжи насекомых. Дети должны составить рассказ о насекомом. Дети выбирают для рассказа насекомое (пчела, муравей, стрекоза, бабочка, богомол)
План рассказа:
-Кто это?
-Части тела насекомого.
-Какого цвета насекомое?
-Чем питается?
-Где живет?
-Какую пользу приносит?
Пример: Пчела. У пчелы есть маленькая головка, остренький хоботок, мохнатые лапки, легкие прозрачные крылышки, широкий пухлый хвостик. Пчела желто-черного цвета. Она питается цветочной пыльцой. Живет пчела в улье. Приносит большую пользу человеку и природе, она дает мёд.
5. Расширение и активизация глагольного словаря. Подбор глагола к имени существительному.
Игра «Угадай, кто что делает?».
Логопед показывает детям картинки с насекомыми, задает вопрос:
Кто это? Что делает?
Бабочка, что делает? (Летает, порхает, пьет нектар, сидит)
Гусеница, что делает? (Ползает, ест, прячется)
Пчела, что делает? (жалит, жужжит, летает, собирает)
Жук, что делает? (ползает, летает, жужжит….)
Кузнечик, что делает? (прыгает, кушает, прячется)
Муравей, что делает? (строит, бегает, таскает, трудится.)
Пчелка: Вот мы и приехали на лесную полянку… Давайте немного разомнемся.
6. Развитие общей моторики.
Детям предлагается встать и удобно разместиться в пространстве кабинета.
Физкультминутка «Сороконожка».
Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Пчела. Ой, ребята…А где все мои друзья? Страшный ураган разбросал всех моих друзей! Как мне теперь их собрать? Помогите мне их собрать, пожалуйста!
Дети собираю разрезные картинки с изображением насекомых.
Пчела : И кто же получился у тебя? А кого собрал ты?
1-й ребенок : У меня получился муравей. Я собрал муравья.
2-й ребенок : У меня получилась стрекоза. Я собрал стрекозу и т. д.
7. Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, слова в родительном падеже.
Игра «Большой – маленький»
Пчела: А как можно назвать маленького муравья? - Муравьишка.
А пчелу? - пчелка
А комара? – комарик.
А жука? – жучок.
А стрекозу? – стрекозка.
Пчела: Спасибо вам, что помогли мне.
Пчелка: - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи, спрятались кто где….
8. Пальчиковая гимнастика :
«Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. Кулачки сжать, указательный пальчик –
Это носик пчелы, вращаем.
На каждое название насекомого
загибают пальчик.
Делают кружочки из пальчиков
подносят к глазам.
Роняют ладони на стол.
9. Развитие пространственной ориентации на плоскости и латерализации.
Игра «Кто куда спрятался?»
Детям раздаются шаблоны разлинованные на квадраты и предлагается сесть за столы.
Пчелка. Ребята, нужно восстановить ход событий, как прятались наши маленькие друзья от урагана, только в этом случае мы сможем их найти.
И так начинаем…Возьмите в руки ваших насекомых и посадите их в центральный квадрат.
Далее, слушайте меня, передвигая их по клеткам.
1 клетка вниз. Остановились. 1 клетка вправо. Остановились. 2 клетки вверх. Остановились. 1 клетка влево. Остановились и две клетки вниз.
Кинезиологическое упражнение «Нос-Ухо»
Пчелка. Молодцы. Справились, нашли моих друзей и даже лишних…
10. Развитие внимания и логического мышления.
Игра «Четвертый лишний»
На доске вывешиваются картинки с изображением насекомых.
Пчелка: Ребята, посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему вы так думаете?
1-й ребенок Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
2-й ребенок. Лишняя гусеница, потому что она не летает, а остальные насекомые летают.
3-й ребенок. Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
4-й ребенок. Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
5-й ребенок. Лишний комар, потому что он кровососущее насекомое, а остальные нет.
Пчелка. Молодцы ребята, вы правились с трудностями, нашли моих друзей на лесной полянке.
11. Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под», «над».
Игра «Скажи, где я?»
Выставляется горшок с цветущим комнатным растением на котором закреплены насекомые. Детям раздаются муляжи насекомых. Логопед просит разместить насекомых на цветке : посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д. Затем дети составляют предложения.
12. Развитие фонематического слуха.
Игра «Собери цветок»
На столе раскладываются лепестки с изображением различных насекомых. Детям необходимо выбрать только те лепестки, где в названии насекомых есть звук М.
Пчелка: Ребята, помогите мне собрать цветок. Для этого нужно найти среди лепестков только те, на которых изображены насекомые, в названии которых есть звук [М].
Логопед. Дорогая пчелка, мы были рады помочь нашим маленьким друзьям.
Ребята, давайте покатаем наших друзей на паровозике.
13. Развитие слоговой структуры слова и слогового анализа.
Игра «Слоговой паровозик»
У каждого насекомого будет свой вагончик, для этого мы разделим на слоги название каждого насекомого и посадим в свой вагончик в зависимости от количества слогов.
Приготовили ладошки…. Хлопаем.
ПЧЕ-ЛА, КО-МАР, МУ-ХА, ГУ-СЕ-НИ-ЦА, ЖУК, МУ-РА-ВЕЙ, БА-БОЧ-КА…
Логопед: Наши насекомые покатались на паровозике. Пора и нам возвращаться обратно.
Пчелка. Спасибо вам ребята за помощь, вы нам очень помогли и спасли нас! Пчелка: Я хочу отблагодарить вас и угостить моим любимым лакомством. Угощайтесь.
Сейчас я брызну вас своим эликсиром и вы вновь станете большими. Повторяйте за мной : 1,2,3,4,5 – будем взрослыми опять! До свидания!
Итого занятия.