Людмила Владимировна Кирюхова
Конспект внеклассного занятия для учащихся начальных классов школы-интерната III-IV видов «День учителя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: День Учителя
Цель занятия :
Познакомить с историей возникновения праздника, формировать доброжелательные отношения между учащимися и педагогами
Развивать творческие способности обучающихся, умение работать в команде, навыки самостоятельной работы;
Воспитывать уважение к труду педагогов, к старшему поколению;
Оборудование: ПК, презентация, карточки.
Ход занятия
I. Орг. начала занятия
II. Изучение новой темы
Публикация «Конспект внеклассного занятия для учащихся начальных классов школы-интерната III-IV видов „День учителя“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День учителя, 5 октября
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Начальная школа. 4 класс
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Мы уже знаем, что в нашем календаре есть дни, отмеченные красным цветом. В эти дни люди становятся добрыми, веселыми. И такие дни есть почти в каждом месяце. О чем идет о речь? (О празднике)
• А что для вас праздник? Любите ли вы праздники?
• Давайте поиграем. Я предлагаю вам подобрать слово к каждой букве:
П – подарок
Р – радость
А –
З –
Д –
Н –
И –
К –
• А какие праздники вы знаете?
• На какие группы делятся эти праздники? (Государственные, семейные, религиозные)
III. Вступительная беседа
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной большой группой праздников. Это праздники профессиональные.
• Как вы думаете, почему они носят такое название? (Это праздники, посвященные людям какой-либо профессии)
• А какие профессии вы знаете? Давайте проверим.
Игра: соотнеси картинки. На картинках изображение людей разных профессий, на других – предметы труда. Учащиеся должны соотнести их по смыслу: врач – шприц, шофер – руль, летчик – самолет и т. д.
IV. Объяснение новой темы
1) Беседа по теме. Работа с презентацией
Учитель – одна из древнейших профессий. На свете. Уже в глубокой древности, когда люди жили племенами и охотились на мамонтов, самые опытные и мудрые воины становились воспитателями для младших, учили их премудростям охоты.
2) Словарная работа
На доске слово "воспитатель"
Подберите похожие слова к слову "воспитатель" (воспитывать, питать, питание)
Вы правы, вначале воспитателем называли того, кто учил добывать себе питание. Гораздо позже слово "воспитывать" стало обозначать учить манерам, поведению.
Мы с вами сейчас сами установили происхождение слова. Есть специальные словари, которые указывают, где родилось то или иное слово, откуда оно появилось в нашем языке и что обозначало в самом начале. Такие словари называются "этимологические".
Итак, мы с вами знаем теперь, что в глубокой древности учителе называли воспитателями. В Древней Греции и Египте, например, главными учителями считались жрецы. В Древнем Риме император сам назначал наставников. Ими становились люди ученые, много знающие и много путешествовавшие. В Древнем Риме уже существовали школы, в которых учили мальчиков. Девочки учились дома. Интересно: в Древнем Риме учителя литературы и языка называли "грамматик", а учителя математики – "калькулятор". А вот раб, слуга, который отводил детей в школу, назывался "педагог". Правда, знакомые слова?
В древней Японии существовала даже специальная организация, которая по указу императора назначала учителей. Эти учителя отвечали за воспитание не только детей аристократов и богачей, но и строили школы для детей крестьян и бедняков. Учителей называли "сэнсей".
На Руси первые учителя появились еще при Владимире Красное Солнышко. Уже тогда великий князь издавал указы, согласно которым, на службу к князю принимали только тех, кто умел читать, писать и считать. Поэтому родители старались научить всему своих детей. А учителей в Древней Руси называли "мастер".
А когда же появилось слово "учитель"?
1) Беседа об истории праздника
Послушайте, что пишет об учителе поэт В. Тушнова
Читает стихотворение В. Тушновой "Если б не было учителя"
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
• А как вы считаете, важен ли труд учителя? Чему учат вас учителя? Смогли ли вы стать воспитанными и умными без учителя?
Во многих странах отмечают день учителя. В этот день в школах устраивают дни самоуправления, поздравляют учителей и говорят им слова благодарности.
В России день Учителя раньше отмечали в первое воскресенье октября. Но в 1994 году всемирная организация ЮНЕСКО объявило дату 5 октября всемирным днем учителя. С этого же года и в России День Учителя отмечают 5 октября.
Вспомните, как в нашей школе отмечают день Учителя? (устраивают день самоуправления)
V. Воспитательная минутка
• Как вы думаете, трудно ли быть учителем? А что, на ваш взгляд, больше всего расстраивает учителей? (плохое поведение учащихся, невыполненные задания)
• Прослушайте стихотворение. Согласны ли вы с автором?
Учитель читает стихотворение Г. Остера "Если хочешь, чтоб тебя в школе все зауважали"
Если хочешь, чтоб тебя
В школе все зауважали,
Ты учись на три и два,
Дисциплину нарушай.
На уроке не пиши,
Не решай - балуйся.
Ты кричи на переменах,
Прыгай, топай, кувыркайся,
Чтоб внизу, как серпантин,
Штукатурка осыпалась.
Подбегай к девчонкам сзади,
Сильно дергай за косички.
Попадется вдруг учитель –
Ты толкни его под локоть.
И директора не бойся –
Пусть тебя он сам боится.
На уроке так ты крикни,
Чтоб учитель аж подпрыгнул,
Чтоб очки упали с носа,
И колени задрожали.
Вот тогда тебя заметят,
Пропесочат на собранье,
Отругают на линейке.
Настрочат записку маме.
Может, папе на работу позвонят.
Может, даже соберутся педагоги
На свой важный педсовет,
Одному тебе вопросы
Они будут задавать.
Сразу станешь знаменитым.
Популярным на всю школу.
Вот такой тебе почет!
VI. Практическая работа
1) Об учителях сказано немало добрых слов. Поэты посвящают им стихи, кинорежиссеры снимают кино, писатели пишут книги. А народ сложил немало пословиц об учителях и учении.
Игра: "Найди пару"
Пословицы разделены на две части. Задача учащихся : найти подходящую пару.
Повторенье
Какой учитель,
Ученье – свет, Такие и ученики
А неученье – тьма
Мать ученья
2) Какими качествами характера, по вашему мнению, должен обладать учитель? (Ответы учеников)
Давайте попробуем к каждой букве в этом слове подобрать определение:
У – умный
Ч – честный. (продолжить разбор слова)
3) Теперь задание для самых смелых. Кто хочет попробовать себя в роли учителя.
Игра "Трудные моменты"
Учащиеся по одному выходят к доске и пробуют выполнить различные задания в роли учителя. Задания:
1. Дети шумят в классе. Привлечь внимание класса.
2. Задание для двоих: известно, что учитель много пишет. Кто напишет быстрее, грамотнее и красивее фразу "Поздравляем с днем Учителя!"
3. Настоящий учитель должен быть не только умным, но и находчивым. А ученики часто задают вопросы, ответить на которые очень трудно. Сможете ли вы решить задачки:
• Сколько ушей у двух мышей?
• Маленький, серенький, похож на слона. Кто это? (Слоненок)
• Почему птицы летают? (По небу)
• Кто спит с открытыми глазами? (Рыбы)
• На что похожа половинка апельсина? (На вторую половинку)
Итоги игры подводят сами дети.
4)Мы с вами узнали много нового. А теперь я вам предлагаю нарисовать портрет своего любимого учителя.
VIII. Рефлексия
• Что нового вы узнали на занятии?
• Какие задания были интересны?
• Что еще вы хотели бы узнать о профессии учителя, о праздниках?