Мария Платонова
Открытое занятие «Музыкальная гостиная. По страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством П. И. Чайковского,
- с отдельными музыкальными пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского;
- учить воспринимать образы в музыке;
- развивать музыкальный вкус, воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку, воспитывать культуру слушания.
Задачи:
Образовательные:
- формировать основы музыкальной и художественной культуры;
- формировать культуру слушания;
- вызывать эмоциональный отклик при восприятии.
Публикация «Открытое занятие „Музыкальная гостиная, По страницам „Детского альбома“ П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Чайковский П.И.
- Темочки
Развивающие:
- развивать слуховое внимание и музыкальную память;
- способствовать развитию у детей изобразительных навыков;
- развивать умение воплощать впечатления в рисунке.
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения;
- расширять музыкальные впечатления;
- воспитывать чувство сопереживания.
Предварительная работа:
Слушание произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского;
Атрибуты:
1) деревянные лошадки;
2) музыкальные инструменты:
- маракасы;
- треугольники;
- бубны.
Репертуар:
Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского:
1). «Марш деревянных солдатиков»;
2). «Камаринская»;
3). «Полька»;
4). «Сладкая грёза»;
5). «Игра в лошадки»;
6). «Немецкая песенка».
Ход Занятия.
Слайд1. «Музыкальная гостиная. По страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского».
Слайд 2. Марш деревянных солдатиков.
№1. Звучит марш «Деревянных солдатиков». Дети шагают друг за другом, по кругу. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом в круг.
Музыкальный руководитель:
Ребята давайте поздороваемся, (поёт) – Здравствуйте, девочки (девочки поют) – Здравствуйте! Здравствуйте мальчики (мальчики поют) – Здравствуйте!
Музыкальный руководитель:
Рада вас видеть в хорошем настроении.
Сегодня я хочу вас пригласить в увлекательный мир классической музыки. А чтобы нам туда попасть, необходимо преодолеть несколько препятствий, которые встретятся на нашем пути: пробраться сквозь зимний лес, а именно, пройти через высокие сугробы и заснеженные поляны, и тогда мы доберемся до назначенного места.
Слайд 3. «Сугробы в лесу».
№1. Проводится упражнение ходьба с высоким подниманием колен (через воображаемые сугробы) под «Марш деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель:
Ребята, мы справились, но впереди нас ждёт зимняя полянка.
Слайд 4. «Зимняя полянка».
Давайте, скорее, туда поскачем – колени поднимаем высоко, носок смотрит в пол, спину держим ровно, смотрим вперёд, руки свободно.
№2. Дети выполняют поскоки под «Камаринскую», муз. П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
Ну вот мы и на месте. Ребята давайте присядем. Посмотрите на экран, кто же это?
Слайд 5. «Хранительница Музыки».
Это хранительница музыки. Она охраняет этот мир, поэтому у нас не получится туда попасть просто так. Хранительнице нужно убедиться, что мы не представляем опасности для этого волшебного места. Она приготовила для нас испытание. Что же это за испытание?
Слайд 6. «Музыкальные инструменты».
Нам нужно определить, какой из присутствующих на картинке инструмент будет звучать (все отгадывают звучание каждого инструмента).
№3. Бубен
№4. Маракасы
№5. Треугольник
№6. Ложки
№7. Металлофон
№8. Колокольчик
Ну вот. Мы отлично преодолели очередное испытание!
Музыкальный руководитель:
Ну что, Хранительница, справились мы с твоими испытаниями, открывай ворота!
Слайд 7. «Портрет П. И. Чайковского».
Музыкальный руководитель:
Дети, а кто же нас приветствует?
Дети:
Чайковский
Музыкальный руководитель:
Правильно, это русский композитор П. И. Чайковский. Когда он был маленький, его очень любили, потому что он был очень добрый. Часто Петя бросал игру и уходил куда-то и к чему-то прислушивался, а прислушивался он к музыке, которая звучала у него внутри, и он просто не знал куда от нее деваться. Потом он научился записывать ее и написал много красивых произведений, в том числе и целый альбом детских пьес для фортепиано, который он посвятил своему племяннику.
Слайд 8 ««Детский альбом» Чайковского».
Бом, бом, бом, бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный.
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
Чуть ли не самая любимая пьеса из альбома — это «Полька». Вы бы не могли мне напомнить, ребята, что же такое полька?
Дети:
Это весёлый, радостный и задорный танец, основные движения — это поскоки – маленькие и лёгкие прыжки.
Музыкальный руководитель:
Правильно, полька является чешским народным танцем, ему присущ весёлый, жизнерадостный, живой и задорный характер. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кого вы там видите?
Слайд 9. «Дети танцуют польку».
Дети:
Дети танцуют польку.
Музыкальный руководитель:
Верно. Давайте и мы с вами станцуем польку. Мальчики, приглашайте девочек.
Мальчики приглашают девочек.
№9. Танец «Полька», муз. П. И. Чайковского.
Дети садятся на места.
Давайте продолжим наше путешествие.
Слайд 10. «Спящая девочка».
Музыкальный руководитель:
Кто изображен?
Дети:
Спящая девочка.
Музыкальный руководитель:
А вдруг на самом деле она не спит, а просто закрыла глаза и о чем-то мечтает? Ребята, а вы любите мечтать? Умеете ли мечтать? А вот сейчас и проверим. В детском альбоме П. И. Чайковского есть пьеса с названием «Сладкая грёза». Кто знает, что такое грёза?
Дети:
Грёза — это мечта.
Музыкальный руководитель:
Правильно. Теперь закройте глаза и помечтайте под музыку.
№10. Пьеса «Сладкая грёза», муз. П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель:
Мне представилось, что трудный день подошел к концу и можно лечь в кроватку, помечтать и погрузиться в мир волшебных снов.
Дети, расскажите, а что вам представилось? (ответы).
А что вы можете рассказать о характере музыки, какая она?
Дети:
Нежная, мечтательная, убаюкивающая, приятная, успокаивающая, певучая, милая, добрая…
Музыкальный руководитель:
Ребята, а сколько частей в этой пьесе?
Дети:
В этой пьесе три части, первая и последняя одинаковые, а вторая часть более напряженная, строгая.
Ребята, а у вас есть мечта? (ответы). Только никому о ней не говорите, а то спугнёте мечту, и она не исполнится.
Слайд 11. «Хранительница музыки».
Музыкальный руководитель:
И опять на нас смотрит Хранительница музыки. Но теперь она подобрела и повеселела, потому что поняла, что мы не причиним вреда этому музыкальному миру. (Педагог делает вид, что прислушивается). Она зовет нас поиграть.
В центре зала стоит лошадка.
№11. Игра «Игра в лошадки», муз. П. И. Чайковского.
Дети по кругу на первую часть делают движение, изображающее езду на лошади, а на вторую — боковой галоп.
Музыкальный руководитель:
Хранительнице пришлось по душе с нами играть. Вы ее покорили. Но смотрите, что это? Мы скакали, скакали и прискакали в какое-то очень живописное место.
Слайд 12. «Берлин».
Этот город находится в Германии. Как известно, П. И. Чайковский любил путешествовать и путешествовал много. А те впечатления, которые он получал от тех или иных мест — обязательно отражал в своей музыке. Так появилась очередная пьеса, которая тоже из детского альбома – «Немецкая песенка». Вы знаете, что песни обычно со словами, но эта песенка необычная — без слов. И у нас есть возможность превратиться в оркестр и добавить новых красок этому произведению. (Раздать детям музыкальные инструменты – ложки, бубны, бубенцы).
Слайд 13-17. Шумовой оркестр «Немецкая песенка», муз. П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
Пришла пора прощаться с Хранительницей, путешествие было весьма интересное. Как вы уже поняли, у Хранителей очень ответственная работа, они охраняют миры от людей, которые могут навредить им.
Расскажите, дети, где мы сегодня побывали?
С творчеством какого композитора мы продолжили знакомство?
А чтобы нам вспомнить, какие произведения сегодня прозвучали, проведем викторину. Проводится викторина из фрагментов пьес.
Слайд 18. Музыкальная викторина.
№12. Марш деревянных солдатиков
№13. Камаринская
№14. Полька
№15. Сладкая грёза
№16. Игра в лошадки
№17. Немецкая песенка.
Вот и подошло к концу увлекательное путешествие в мир классической музыки.
До свидания. До скорых встреч.
№18. Дети выходят из зала.