Надежда Абрамова
Музыкальная гостиная для подготовительных к школе групп «Осенний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Времена года. Осенний калейдоскоп»
(музыкальная гостиная)
Место проведения: ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины с/п Детский сад «Солнышко».
Цель: Воспитание чувства красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, живописи и рисования, с использованием педагогической технологии «дети – детям».
Психолого-педагогические задачи:
1. Углублять представления об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года.
Публикация «Музыкальная гостиная для подготовительных к школе групп „Осенний калейдоскоп“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
2. Раскрывать возможности отдельных выразительных средств в создании образа.
3. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой).
4. Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки.
5. Научить различать выразительные средства разных искусств, находить черты сходства и различия настроений, образов.
6. Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.
7. Побуждать передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.
Методы и приемы:
• наглядно-слуховые: звучание произведений в «живом» исполнении, в видеозаписи;
• наглядно-зрительные: показ репродукций картин, портретов композиторов; оформление центральной стены; использование тематических атрибутов для танцев;
• словесные: беседа, чтение стихов;
• художественно-практические: оркестровка, передача характера музыки в движении, исполнение песен, рисование способом примакивания;
• музыкально-игровые: пальчиковая гимнастика, подвижная игра.
Предварительная работа: прослушивание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», беседа о средствах музыкальной выразительности, разучивание песен, танцев, стихов, чтение рассказов об осени, изготовление поделок из природного материала, рисование осени.
Оборудование и материалы: Осенние листья, ленты осенних тонов для импровизации в песне, вырезанные кленовые листочки, султанчики для имитации дождя, лукошко, краски, губки в виде листочков, ватманы с нарисованными деревьями, салфетки. Музыкально-шумовые инструменты: шейкеры, маракасы, дудочки, треугольник, нарезанные листки гофрированной бумаги. Музыкальный центр, микрофон, компьютер, проектор, фланелеграфы.
План занятия.
I. Вводная часть.
Вход детей под музыку. Организационный момент. Приветствие гостей.
II. Основная часть.
Рассказ об осени.
Слушание пьесы С. Майкапара «Осенью» (исполняет ученица 2 класса Детской музыкальной школы Абрамова Д.) Беседа о произведении.
Чтение стихов.
Слушание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (видеопоказ, исполнение Hyek Lim). Беседа о произведении.
Песня «Скворушка прощается» (муз. Т. Попатенко). Исполняет подготовительная к школе группа детского сада «Ромашка».
Песня «Разноцветные листочки». Исполняет вокальная группа Детской музыкальной школы.
Пальчиковая гимнастика «Падает лист».
«Танец осенних листочков» (муз. А. Петрова из к/ф «Служебный роман»). Исполняет подготовительная к школе группа детского сада «Солнышко».
Песня «Осень-невидимка» (муз. С. Коротаевой) с использованием музыкально-шумовых инструментов и лент. Исполняет подготовительная к школе группа детского сада «Солнышко».
Слушание пьесы «Осенний пейзаж» В. Шевердина. Исполняет ученица 4 класса Детской музыкальной школы Губанова Л.
Рассматривание репродукций картин художников и детских работ.
Рисование губкой в форме листочка примакиванием (коллективная работа).
Подвижная игра «Грибник».
Песня-танец «Как растут грибы». Исполняет подготовительная к школе группа детского сада «Солнышко».
III. Заключительная часть.
Обобщение. Чаепитие.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Под музыку дети подготовительных групп детских садов «Солнышко», «Ромашка» и «Колобок» входят в зал и садятся на стулья.
Хозяйка гостиной: Тихо-тихо рядом сядем входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде‚ в разноцветном‚ расписном!
И раздвинутся вдруг стены‚ вся земля видна вокруг:
Плывут звуки в речке пенной‚ тихо дремлет лес и луг…
В даль бегут лесные тропки‚ тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой!
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех в моей музыкальной гостиной. Посмотрите как здесь красиво. Вы попали в волшебное царство музыки‚ которая нам сегодня расскажет об очень красивом, но немного печальном времени года. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь? (ответы детей).
II. Основная часть.
Осенью природа словно притихает, кажется усталой, утомленной. Деревья скидывают с себя листву, птицы покидают нас и летят в теплые страны. Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают различные чувства: и нежность, и удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, что красота осени уходит.
С. Майкапар «Осенью». Исп. ученица 2 класса Детской музыкальной школы
Абрамова Даша
Какое настроение передано в этой музыке? (ответы детей)
Да, музыка звучит тихо, жалобно, застыло, неторопливо. Природа словно замерла перед сном.
У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Осени посвящено много прекрасных стихов. Давайте их сейчас расскажем.
Дети. 1. За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружатся и играют под окном.
А когда весёлый ветер улетал,
Жёлтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живёт всю зиму у меня.
2. Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.
Хозяйка. Какое настроение в этом стихотворении?
Дети. Грустное, печальное, унылое.
Хозяйка. О какой осени рассказывается в нем?
Дети. О поздней.
Хозяйка. Посмотрите и послушайте музыкальное произведение очень сходное по настроению этому стихотворению.
П. Чайковский «Осенняя песнь» (видео)
Хозяйка. Знакома ли вам эта музыка? Кто сочинил эту музыку?
Дети. Это «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского.
Хозяйка. О чем эта музыка вам рассказывает? Что вы представили?
Дети. Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода.
Хозяйка. Да, в музыке можно услышать и порывы ветра. Как звучала эта музыка?
Дети. Она жалобная, задумчивая, тоскливая. Как бы вздыхающая.
Хозяйка. Октябрь — это уже настоящая осень. Пышно убранная и нарядная, она сменяется другой — серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг.
«Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко.
Исп. Подг. гр. д/с «Ромашка»
Хозяйка. Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья.
Красный‚ желтый‚ золотой - как хорош ты лист цветной!
«Разноцветные листочки». Исп. вокальная группа ДМШ
Пальчиковая игра «Падает лист»
Текст
Смотрите, смотрите,
Падает лист,
А воздух осенний
Прозрачен и чист.
Весной, разрывая
Клейкие почки,
На ветках взрывались
Хлопушки-листочки.
Смотрите, смотрите,
Падает лист,
Желтый, сухой,
Он теперь неказист.
Листья писали
Мазками теней
Портреты июльских
Солнечных дней.
Смотрите, смотрите,
Падает лист,
И лес опустевший не так голосист.
Деревья уснули
И спят до весны,
И смотрят цветные
Зеленые сны.
(игра выполняется с движениями и звуковым сопровождением на треугольнике, бумаге, колокольчиках, маракасах).
Хозяйка. Листья желтые летят
Скоро голым будет сад
Вдруг их ветер подхватил
В легком танце закружил.
Ну-ка, листочки, вставайте, свой танец исполняйте!
«Танец осенних листочков»
(муз. А. Петрова из к/ф «Служебный роман»).
Исп. подготовительная группа д/с «Солнышко»
Стало вдруг светлее вдвое‚ двор как в солнечных лучах
Это платье золотое у березы на плечах
Утром мы во двор идем‚ листья сыплются дождем
Под ногами шелестят - и летят. летят… летят.
«Осень-невидимка»(муз. С. Коротаевой)
(с использованием инструментов и лент)
Исп. подготовительная группа д/с «Солнышко»
Хозяйка. Осень — самое выразительное время года. Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся — не налюбуешься! Послушайте «Осенний пейзаж» самарского композитора В. Шевердина
в исполнении ученицы 4 класса музыкальной школы Губановой Лизы.
Хозяйка. Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью поводила
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осинки‚ только дуб зеленый
Утешает осень‚ не жалейте лета
Посмотрите – осень в золото одета.
Художник любуясь красотой осенней природы‚ захотел все это изобразить на холсте красками и получилась удивительная картина.
(рассматривание репродукций картин художников и детских работ)
А сейчас вы выступите в роли художников и на наших глазах нарисуете свою картину осени.
(Дерево уже нарисовано. Дети рисуют листья губкой, примакиванием)
Ребята, посмотрите: ваши рисунки добавили еще больше красок в убранство нашего зала. Стало светлее и радостнее у нас. Ведь осень не всегда печальна и грустна. Она бывает и яркой, веселой.
Подвижная игра «Грибник»
«Как растут грибы» (песня-танец).
Исп. подготовительная группа д/с «Солнышко»
III. Заключительная часть.
Ребята сегодня мы с вами послушали и исполнили музыкальные произведения об осени. Что вы узнали нового на занятии? Какой бывает осень? Как вы думаете ребята, как можно передать образ осени? Какое настроение передали композиторы в музыке? (Ответы детей).
На этой веселой ноте встреча в нашей музыкальной гостиной заканчивается‚ но я не прощаюсь с вами надолго‚ встретимся зимой.
Хозяйка гостиной приглашает всех участников занятия на чаепитие.