Ольга Сафарова
Открытое занятие для детей 6–7 лет «Подготовка детей к школе посредством развития эмоциональной и коммуникативной сферы»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из приоритетных целей современного образования – способствовать позитивной социализации и успешной интеграции ребенка (школьника, подростка, молодого человека) с обществом, формированию его активной и ответственной социальной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место среди других людей.
По моему мнению, один из путей достижения этой цели – всемерное развитие коммуникативного потенциала детей, воспитание коммуникативности и толерантности как качеств личности, востребованных обществом.
Публикация «Открытое занятие для детей 6–7 лет „Подготовка детей к школе посредством развития эмоциональной и коммуникативной сферы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и коммуникативной сфер должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То, что писал Л. С. Выготский о феномене “засушенное сердце” (отсутствие чувства, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, “обесчувствованию” способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
• желание вступать в контакт с окружающими;
• умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение тонкий показатель отклонений психического развития.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не может быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которые нуждаются в сопровождении специалистов. Таких детей часто зачисляют в ранг “трудных”. К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Несомненно, такие ребята нуждаются в особом внимании со стороны педагога-психолога, т. к. им трудно взаимодействовать с окружающими.
В этом случае, цель работы с “трудными” : создать благоприятные условия для достижения позитивной социализации детей – дошкольников путем развития их коммуникативных способностей, воспитания адекватного поведения. Для этого используются методики, техники и упражнения на релаксацию, медитацию, телесную и танцевальную терапии, занятий на развитие эмоционально-коммуникативной сферы.
Любое переживание таких детей, будь то гнев, страх или обида заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. На это указывал в своих исследованиях великий русский физиолог В. М. Сеченов, на этом же принципе тесной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц построена известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, находятся в так называемом мышечном панцире, тормозящий импульс которого затрудняет свободное выражение эмоций.
Тревожный, скрытный, робкий ребенок к 5-6 годам выглядит сутулым, малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.
Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных “отметин” на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.
В связи с этим, в своей работе использую не только методы воздействия на сознание и мышление, но и техники, отвлекающие контроль сознания над телом, т. е. телесные и танцевальные методы. Эти занятия развивают пластику и гибкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение.
Цель: Подготовка детей к школе через развитие эмоционально-коммуникативную сферу
Задачи:
• Развить у детей интеллектуально-познавательную деятельность;
• Развивать у детей остроту мышления, сообразительность;
• Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в конкурсах;
• Способствовать развитию эмоционально-коммуникативных способностей детей, умению общаться, преодолевать комплекс застенчивости, скованности.
Оборудование:
• Стулья для детей, гостей;
• Магнитофон, диски с музыкой;
• Портфель (папка) с заданиями (два конверта);
• 1 портфель с содержимым для игры «Собери портфель»;
• Сувениры для ребят.
Ход занятия.
1. Приветствие “Ку-чи-чи”
• дети свободно бегают по комнате под музыку;
• на слова “Ку-чи-чи!” - хлопают друг друга по ладошкам в ритме музыки;
• пожимают руки друг другу, “здороваются”;
• дети снова танцуют и ищут себе новую пару.
Ведущий: Скоро вы пойдете в школу и мы сейчас узнаем, готовы ли вы все стать учениками.
Скажите, что необходимо в школе?.
(ответы детей – форма, тетрадки, карандаши, краски). Молодцы!
Но самая главная и нужная вещь в школе – это портфель! Без него нельзя представить будущего школьника! А вы все знаете, что нужно положить в портфель?.
Сейчас мы проверим!
2. Загадки про школу на выпускной с ответами.
Если в школу ты пошел —
Новый статус приобрел.
Был ребенок, был дошкольник,
А теперь зовешься …
(Школьник)
***
Вот он у доски стоит,
На него весь класс глядит.
Говорит он: «Ну, начнем.
Все тетрадки достаем!»
(Учитель)
***
Он учителю подмога,
Он приказывает строго:
То сядь и учись,
То встань, разойдись,
Собирает на урок,
Друг учителя…
(Звонок)
***
Сели птицы на страницы
Знают быль и небылицы.
(Буквы)
***
Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд — сейчас заговорят.
(Буквы)
***
Не растут на этих грядках
Ни морковка, ни трава,
А растут на этих грядках
Знаки, буквы и слова.
(Строчки в книге)
***
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец.
Да нельзя, я — школьный …
(Ранец)
***
Вот стоит в тетради спица —
Собой довольная девица.
По нраву ей такая роль,
У школьника ведь знаний — ноль.
(Единица)
***
Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Двойка)
***
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
(Пятерка)
***
Кулик не велик,
Сотне ребят велит:
То сядь да учись,
То встань — разойдись.
(Звонок)
***
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей —
Чиста страница.
(Школьная доска)
***
Веселятся Коля, Лена
Значит в школе …
(Перемена). (Екаht)
3. “Хей, давай попрыгаем”
Хей, хей, давай попрыгаем (3 раза, попрыгаем вместе с тобой!
Хей, хей, давай похлопаем (3 раза, похлопаем вместе с тобой!
Хей, хей, давай потопаем (3 раза, потопаем вместе с тобой!
(покружимся, подружимся, обнимемся)
4. Знакомство и беседа со школьными предметами (показательный материал)
5. Игра "Собери портфель"
Итак, ребята слушаем внимательно. Я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами. Готовы!.
Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Степлер и тетрадки,
Расписание, дневник.
Собран в школу ученик!
Молодцы!
6. Упражнения на развитие эмоционально-коммуникативной сферы
“Строители”
Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу …
• тяжелое ведро с цементом;
• легкую кисточку;
• кирпич;
• огромную тяжелую доску;
• гвоздь;
• молоток.
Примечание: Ведущий следит за тем, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица “строителей” соответствовали тяжести и объему передаваемых предметов.
Ведущий
Но чтобы быть настоящим учеником, нужно не только уметь собрать портфель и не опоздать в школу, но и справляться с разными заданиями.
Я предлагаю проверить, готовы ли вы быть первоклассниками. В нашем классном портфеле для вас приготовлены задания. Сумеете с ними справиться? Посмотрим…
Достаю из портфеля первый конверт…
7. Конверт №1.
Мы желаем без помехи грызть вам целый год орехи,
Весело играть в горелки.
Пишут вам Лесные белки.
От белочек для вас математические задачки.
1. На поляне, у пенька,
Ёж увидел два грибка,
А подальше, у осин,
Он нашёл ещё один.
У кого ответ готов
Сколько ёж нашёл грибков?
2. Росла одна берёза,
На ней 8 ветвей.
На каждой по апельсину.
Сколько апельсинов было на берёзе?
3. На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Молодцы!
Ведущий:
8. Игра "1, 2, 3,4…. " (построение парами, тройками и т. д.)
Звучит музыка, все двигаются, танцуют! Как только музыка останавливается, я поднимаю карточку с цифрой. Например, если изображена цифра «3», значит вы собираемся тройками! Если «2» - парами! Понятно?. начинаем!
Позанимались, а сейчас переменка!
Чем готова заняться детвора,
Кто любимый наш друг?. (Игра)
9. “Согласованные действия”
Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия:
пилка дров;
гребля в лодке;
перемотка ниток;
перетягивание каната;
передача хрустальной вазы;
парный танец.
10. Игра "Это я, это я, это все мои друзья!" (игра на внимательность)
1. Спросим мы сейчас у всех: кто здесь любит пляску, смех?
2. Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
3. Отвечайте хором вмиг: Кто здесь главный баловник?
4. Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?
5. Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
6. И ещё один вопрос: кто себе не моет нос?
7. Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
8. Кто из вас такой хороший загорать ходил в калошах?
9. Кто в постели целый день и кому учиться лень?
10. Кто обещает не лениться, а только хорошо учиться?
11. Кто из вас, хочу я знать, мне похлопает сейчас?
11. Конверт №2.
Вас приветствует Лесовичок и предлагает догадаться о каком звере пойдёт речь. (Дети встают в круг и один из детей изображают по очереди зверя, а остальные угадывают).
12. Игра "Доскажи словечко".
1. Сено хоботом берёт толстокожий (слон)
Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая (белка)
В чаще голову задрав, воет с голоду (волк)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый (медведь)
На заборе поутру любит кукарекать (петух)
2. Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это. мишка белка
3. Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный. бегемот бабочка
4. Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что. кит корова
5. Кружевную паутину
Сплёл искусно. Буратино паук
13. Ведущий: Вот и пройдены первые испытания.
К нам на праздник заходили ребята и посмотрите, оставили портфель!
Давайте посмотрим, что там у них внутри…. (выкладываю содержимое портфелей на стол) Ох, что-то очень много всего.
Я уверена, что наши будущие первоклассники знают, что им необходимо в школе!
14. Игра «Собери портфель»
Давайте представим: раннее утро, вы собираетесь в школу…и вдруг вспоминаете, что портфель то у вас не собран! За несколько минут вы должны собрать портфель, положив туда то, что вы считаете необходимым в школе!
А мы потом посмотрим, как вы собрались! Какое весёлое утро у нас получилось!
15. Игра. “Ожерелье”
Дети встают в плотный круг. Они – бусинки красивого ожерелья. Тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись.
Ведущий подходит к ожерелью и пытается “разорвать” его. Если ему это удастся, бусинки “рассыплются” по полу и покатятся по нему. Ведущий ловит их, по очереди, крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную ведущим, третью и т. д. пока не соберет все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.
Рефлексия.
Что больше всего понравилось?
Чему научились?
Что не знали?
Что узнали?
Расскажите, как нужно собирать в школу портфель?
С каким настроением мы идем в школу?
Источники:
1. Интернет.