Дарья Кускова
Открытое занятие «Дикция тележурналиста»
▼ Скачать + Заказать документы
Объединение «Тележурналистика»
1 год обучения
Конспект занятия : «Дикция тележурналиста»
Педагог – Кускова Дарья Игоревна
Используемые педагогические технологии:
• Информационно-коммуникативная
• Здоровьесберегающая
• Информационная
• Социально-воспитательная
• Самостоятельная работа
Цель: сформировать общее представление о работе тележурналиста с дикцией, способствовать развитию коммуникативных качеств обучающихся.
Задачи:
Обучающая:
Публикация «Открытое занятие „Дикция тележурналиста“» размещена в разделах
• знакомство обучающихся с понятием «Дикция тележурналиста», особенностями работы над ней, применениями упражнений для развития.
Развивающая:
• Создание образовательной ситуации, способствующей развитию навыков работы ребенка над собственной дикцией, моделирующей действия на съемочной площадке и стимулирующей развитие воображения, мышления, творческих возможностей.
Воспитывающая:
• возможность примерить на себя роль тележурналиста, что формирует коммуникабельность и умение работать в команде.
Приемы обучения:
Словесный: объяснение, рассказ;
Наглядный: видеоматериалы, презентация;
Практический: выполнение заданий, ответы на вопросы.
Тип занятия – изучение нового материала
Вид занятия – беседа, вопросы, самостоятельная работа
Методы обучения: диалогический, сравнения.
Форма организации занятия : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование занятия
Для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, Flash-накопитель, доска
Для обучающихся: видеоматериалы, карточки с новостями, дневники успешности, микрофон.
УМК – образовательные ресурсы, созданные самостоятельно – иллюстрацией в программе MS Power Point : «Дикция тележурналиста»,
Предварительная работа:
1. Сбор информации по теме занятия
2. Создание презентации к занятию
3. Поиск видеороликов по теме занятия
4. Изготовление карточек с новостями
5. Подготовка кабинета к проведению занятия
Ход занятия:
1. Организационный момент
1.1 Приветствие обучающихся
1.2 Проверка наличия готовности обучающихся к занятию
1.3 Сообщение темы и цели занятия
Здравствуйте работа! Все мы с Вами регулярно смотрим телевизор. И будь то информационные, познавательные или развлекательные передачи, все они создаются в первую очередь журналистами. Ведь и ведущие, и корреспонденты, и комментаторы – все они журналисты. А раз на наших занятиях речь идет о телевизионной журналистике, ты мы напрямую ведем разговор о людях, которых мы видим и слышим, в отличие от журналистов, которые работают, скажем, в печатных изданиях. Мы с вами уже говорили о том, как должен выглядеть тележурналист и как он должен вести себя в разных ситуациях. И сегодня мы поговорим о том, как тележурналист должен говорить. И сегодня речь пойдет не о том, как журналист должен строить предложения, писать подводки, закадровый текст, не о правилах русского языка, хотя это тоже очень важная тема, а о дикции тележурналиста.
Перед тем, как приступить к нашему занятию, я хочу напомнить Вам о технике безопасности в кабинете.
Ребята, а что же такое дикция?
Дикция (лат. dictio — произношение) — ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи.
Давайте занесем а наши тетради это определение (педагог раздает детям заранее подготовленные определения)
Даже самый талантливый журналист не имеет права на плохую дикцию. Никогда не поздно начать работать над своим произношением. Некоторые ведущие и в тридцать лет занимаются с логопедом. Плохая дикция - это беда. Нельзя успокаивать себя тем, что вас любят и такого. Поверьте мне - все мастера эфира неустанно работают над собой и все, что можно, стараются исправлять.
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик одной телеведущей, которая расскажет нам о дикции и даст нам некоторые советы. Но сначала давайте дадим нашим глазам отдохнуть. Закроем глазки и отсчитаем 10 секунд в обратном порядке. Открываем глаза
Просмотр видеоролика
Ребята, от чего зависит дикция? Какие три артикулятора называла ведущая в видеоролике? (Язык, губы, нижняя челюсть)
Какие упражнения вы запомнили?
Люди с дефектами речи, как правило, на телевидении встречаются очень редко. И это вовсе не от того, что они не хотят работать на телевидении. Дело в том, что корреспонденту с такой проблемой на собеседовании предпочтут его конкурента с идеальной дикцией.
Для того, чтобы закрепить материал, мы должны выполнить упражнения, о которых нам говорила ведущая.
1. Десять вращений сомкнутыми губами в одну сторону и десять в другую
2. Растягиваем мышцы в улыбке и расслабляем их. Повторяем 10 раз
3. Вращение челюстью по кругу 10 раз в каждую сторону
4. Язык делает круг между губами и зубами 10 раз в каждую сторону
Вот мы и подготовили наш речевой аппарат к работе. Для закрепления результата я предлагаю вам посмотреть на экран. Давайте все вместе прочитаем скороговорки, которые я приготовила для улучшения нашей дикции. Давайте делать это медленно, четко проговаривая каждый звук.
Слайд 1, 2
Крошечные котики ели тортики.
Любят тортики крошечные котики.
Лапками котики крошили тортики.
Котики от тортиков наполнили животики.
Слайд 3
Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Слайд 4
Пришёл Прокоп, кипит укроп,
Ушёл Прокоп, кипит укроп;
Как при Прокопе кипит укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
Слайд 5
В недрах тундры выдры в гетрах
Тырят в ведра ядра кедров!
Выдрав с выдры в тундре гетры,
Вытру выдрой ядра кедра,
Вытру гетрой выдре морду —
Ядра в вёдра, выдру в тундру.
Слайд 6
Однажды был случай в далеком Макао:
Макака коалу в какао макала,
Коала какао лениво лакала,
Макака макала, коала икала.
Педагог вместе с обучающимися читает скороговорки.
Вот теперь мы готовы к работе. Я подготовила для каждого из вас по интересной новости (педагог раздает обучающимся по листу с напечатанной на нем новости). Давайте представим, что вы настоящие тележурналисты и по очереди послушаем каждого.
Ребята, как здорово у вас получилось прочитать эти новости! Вы заметили разницу? Давайте подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось на занятии? Хотите ли вы и дальше заниматься своей дикцией?
В завершение занятия я хочу показать вам еще один видеоролик для того, чтобы вы убедись в том, что залог любого профессионала – непрерывное образование и самообразование. Профессиональные журналисты не перестают оттачивать свое мастерство и обязательно «разогревают» свой речевой аппарат перед тем, как выйти в эфир. Вот вам и пример.
Просмотр видеоролика
В ходе занятия педагог оценивает степень усвоения информации, полученной обучающимися, их активность, силу воли, креативность и другие параметры для заполнения карт успешности каждого будущего тележурналиста. В конце занятия педагог раздает обучающимся дневники их успешности и оглашает баллы, которые дети получают за работу на занятии.
Благодарю вас за внимание!