тамила байбекова
Открытое занятие «Моя Родина — Башкортостан!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя родина – Башкортостан!»
Открытое занятие для детей дошкольного возраста
Цель:
- Закрепить у детей представление о родной стране, республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики, гимне, гербе и флаге Башкортостана.
-Выделить характерные для башкирского орнамента узоры, цвета и элементы.
-Воспитывать интерес к культуре Башкортостана, к декоративно- прикладному искусству, к украшениям народного быта, народному костюму.
Публикация «Открытое занятие „Моя Родина — Башкортостан!“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Активизация словаря: кумыс, баурсак, юрта, Республика Башкортостан, Мустай Карим, гимн, флаг, изобилие, кошма, войлок, хараус.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в сельскую библиотеку для знакомства с биографией и творчеством Мустая Карима.
2. Знакомство с флагом Республики Башкортостан
3. Чтение сказок «Кто сильнее», «Абзелил», «Сказка о курае»
4. Рассказы беседы о родном крае, селе.
5. Аппликация «Башкирские узоры»
6. Заучивание загадок, пословиц, стихотворений, пение песен о Башкортостане. Рассматривание иллюстраций.
Группа красочно украшена изделиями народно – прикладного искусства Башкортостана : полотенца, шали, накидки, платки, деревянная посуда, тканые изделия, в центре – юрта с домашней утварью, мужские и женские народные костюмы, куклы в народных костюмах.
Ход занятия
Звучит гимн Республики Башкортостан (1 куплет). Дети слушают стоя. Воспитатель показывает изображение герба Башкортостана.
Воспитатель: демонстрирует плакат с изображением герба.
Ребята у меня в руках плакат с изображением герба нашей республики. В центре герба на фоне восходящего солнца изображен наш герой Салават Юлаев на коне, по краю герба – башкирский узор «рога барана», внизу – флаг Башкортостана.
- Что это? (Это флаг Башкортостана)
- Что означают синий, белый, зеленый цвет? (синий – чистое небо, белый – чистота нашей души, зеленый – вера в жизнь, изобилие. Круг – вечность движения. Цветок курая- это семь родов башкирского народа.
Дети исполняют песню «Башкортостан – родина моя»
Воспитатель на фоне музыки курая читает отрывок из сказки: Трава покачивалась на ветру и издавала приятный звук. Егет сорвал сухую траву и сделал из неё длинную дудку (курай, подул в неё и вновь услышал приятные звуки. Ребята как называется этот инструмент? Из какой сказки этот отрывок? (Курай, «сказка о курае»)
И с той поры башкирский народ играет на нем задушевные песни.
Дети читают стихотворение о курае.
1 Там, где родились мы,
И тростник поёт.
Спросите, что это,
Каждый назовёт!
Мелодичный мой курай,
Прославляй любимый край!
(М. Хасимова)
2 Я кураю очень рад –
Хорошо играет брат,
Под курай плясать и петь
Развлеченье для ребят.
(М. Гали)
Воспитатель: ребята представьте себе, что я корреспондент, и я хочу у вас взять интервью и буду вам задавать вопросы, а вы должны будете кратко и четко на них отвечать.
- Как называется наша республика? (Республика Башкортостан)
- Назовите столицу (главный город) Башкортостана. (Уфа)
- Какие вы знаете города Башкортостана? (Уфа, Мелеуз, Салават, Стерлитамак и др.
- Назовите деревни, села, в которые вы ездите в гости. (Кара – Якуп, Кучум, Кляшево, Арово и др.)
- Как называется самая большая река в Башкортостане? (Белая- Агидель)
- Чем богата наша республика? (Добываю нефть - черное золото, выращивают хлеб, много полей, лесов, много фабрик и заводов. Делают кумыс. Славится Башкирия своим медом.)
- Любимое место Уфимцев – легендарный памятник башкирскому герою Салавату Юлаеву.
Ребенок читает отрывок из стихотворения «Песнь о Салавате Юлаеве»
Салавата могучий конь
Первым устремился в бой,
Его хозяин – живой огонь-
Воинов песней зовет за собой.
Слушание башкирской народной песни «Салават» в обработке Р. Касимова или Ш. Кульбарисова.
Воспитатель: Салават Юлаев не только славный батыр, но и певец и поэт. Какого ещё вы знаете башкирского писателя, поэта? (Мустай Карим)
- Скажите где он родился и вырос? (д. Кляшево)
- Сколько лет исполнилось М. Кариму? (исполнится 96 лет со дня рождения)
- В городе Уфе и поселке Чишмы есть улицы имени Мустая Карима.
А сейчас мы посмотрим кукольное представление по сказке Мустая Карима
«Ленивая пчела»
Кукла: пчелка и бабочка.
Воспитатель: В моем саду стоит большая дождевая бочка. Соседские пчелы отсюда воду в улей таскают — работа у них такая.
Слышал я вчера, как одна пчела жаловалась желтой Бабочке. Сама рас-сказывает, а голос пронзительно звенел — так ей было обидно.
Пчела: Караульная пчела даже на порог улья меня не пускает, все время об-ратно заворачивает.
Бабочка: Зачем же она так делает?
Пчела: Вредная потому что. Прочь гонит. Воды, говорит, мало таскаешь.
Бабочка: А в чем ты ее таскаешь?
Пчела: Вот здесь, в груди, у меня мешочек есть, в нем и таскаю. Ругает меня: «Мало таскаешь, воды в мешочке тольконаполовину. Порожняком лета-ешь. Ступай и полный набери». Такая злющая!
Бабочка: И других также гоняет?
Пчела: Не-ет. Другие ведь не устают, поэтому и мешочек у них полный. А я устаю.
Бабочка: Откуда знаешь, что они не устают?
Пчела: Конечно, не устают. Они ведь не ноют и не жалуются.
Бабочка: Эх, красавица они с душой работают. Поэтому, даже если устают, не ноют и не жалуются. Делай работу с душой, тогда никто тебе вредничать не будет.
Сказало так мудрое насекомое, взмахнуло желтыми шелковыми крыльями и улетело.
Больше жалобных слов возле бочки слышно не было. Кипела работа.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какова мораль этой сказки?
(сказка учит людей быть добрыми, справедливыми и трудолюбивыми «Делай работу с душой, тогда никто тебе вредничать не будет»)
А Сейчас мы с вами отправимся в гости в башкирский дом. Башкиры издавна были скотоводами, они держали большие стада коров, лошадей, овец. А для того, чтобы всегда была свежая трава, им приходилось кочевать. Как называют кочующий народ? (Кочевниками.)
- А для этого нужен был легкий дом. Как он называется? (Юрта.)
- Из чего делали юрту? (Из войлока и жердей.)
- Как делали юрту?
- Наверху оставляли отверстие для дымохода, пол был земляной. На землю стелили толстую кошму.
Воспитатель: Но главное богатство-это наши люди. Пусть всегда будет мир и дружба в этом удивительном краю. Здесь хватит места для всех народов. Давайте все вместе перечислим какие народы живут в Башкортостане? (Башкиры, татары, русские, марийцы, чуваши и др.)
Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.