Галина Сарапулова
«В гости к дедушке Фольклору». Конспект открытого музыкального занятия в музее «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия в музее «Русская изба»
«В гости к дедушке Фольклору»»
Цель: знакомить детей с фольклорными традициями.
Задачи:
• формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа;
• воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
Публикация «„В гости к дедушке Фольклору“, Конспект открытого музыкального занятия в музее „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
• формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
• развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Предварительная работа.
1. Знакомство с жанрами фольклора.
2. Заучивание закличек, прибауток, песен, плясок, игр, хороводов.
3. Отгадывание загадок.
Ход образовательной деятельности:
Звучит русская народная мелодия.
Дети проходят в музейную комнату.
Муз. руководитель:
- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Русский народ всегда считался очень гостеприимным, давайте и мы с вами поприветствуем гостей, как полагается:
Дети: Здравствуйте, гости!
Ребенок: Мир вам гости дорогие,
Вы явились в добрый час!
Встречу теплую такую,
Мы готовили для вас.
Муз. руководитель:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Муз. руководитель:
- Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка, а в ней вот этот замечательный сундучок. Красивый, необычный, правда?
-Ребята, а вы хотите узнать, что же там? (Открывает сундучок, достает конверт)
-Посмотрите, конверт (читает) "Детям Зарубинского детского сада". Предлагаю прочитать, и узнать, от кого же письмо?
«Добрый день, мои маленькие друзья! Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в свою замечательную страну - в страну фольклора. Здесь вас ждут задания - загадки, а загадают вам их мои помощницы – матрешки. Ваш друг - дедушка Фольклор».
- Да здесь и фотография приложена (показывает).
- Очень загадочное и таинственное письмо. А имя у дедушки какое - Фольклор!
- Ребята, а вы знаете, что такое «фольклор»? ( Дети отвечают: загадки, сказки, песни, колыбельные, хороводы, игры, прибаутки, считалки, заклички, пляски, дразнилки.)
- А кто их сочинял?
Дети: Народ!
- Ну что ж, ребята, совершим путешествие? А поможет нам в этом наш музей, наша русская изба и задания, которые нам прислал Дедушка Фольклор.
Муз. руководитель:
- Предлагаю посмотреть, что же это за задания?
Задание 1….
Муз. руководитель:
В давние времена в деревнях люди собирались в избах на посиделки.
Кто - то песни пел, а кто на инструментах играл.
Русский народ эти инструменты сам мастерил.
Как же назывались такие инструменты?
Дети: - Народные.
Муз. руководитель:
Правильно. А какие народные инструменты вы знаете?
Назовем их…
Дети перечисляют…
(Гусли,бубенцы, бубны, деревянные ложки)
Муз. руководитель:
Молодцы ребята! Правильно!
А сейчас настало время разгадать Матрешкину загадку.
-У нее есть 3 струны,
Их рукой щипать должны
Можно под нее плясать
И по – русски приседать.
Дети: БАЛАЛАЙКА!
Муз. руководитель:
Верно!
(Показывает балалайку - музыкальный инструмент.)
Балалайка- веселый инструмент.
Как балалайка зазвучит - ноги сами в пляс идут.
Муз. руководитель:
Предлагаю вам послушать замечательную музыку, а кто желает, может пуститься в пляс.
(слушают в записи «Камаринскую» русскую народную плясовую в обработке П. И. Чайковского.)
Муз. руководитель:
Дети, какое настроение у этой музыки? Звучание какого инструмента вы услышали? Правильно, это балалайка.
2-е задание: нам приготовила следующая Матрешка. Это загадка.
(Загадка про печь)
Раньше в избах была русская печь, которая занимала половину комнаты, о ней говорили: «Печь - всему голова». Голова – значит, главная. Да, печка избу согревала, одежду сушила, людей лечила, в ней готовили пищу, пекли пироги, булочки, калачи.
Предлагаю вам исполнить попевку «Бай качи, качи…»
Дети встают произвольно
Исполняется попевка
Муз. руководитель:
Какое же у нас следующее задание?
И снова матрешка с загадкой:
Деревянная подружка,
Без нее мы – как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот
И обжечься не дает.
Дети: Деревянная ложка!
Муз. руководитель:
Правильно! Деревянная ложка.
Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Посмотрите, у нас здесь целая корзина ложек! А вы знаете, что если есть из деревянной ложки, то еда становится ароматнее и вкуснее? По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основными блюдами были суп и жидкая каша.
Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.
Воспитатель раздает детям ложки.
Дыхательное упражнение «Подуй на ложку»
Муз. руководитель:
А еще для чего нужны ложки? (Ответы детей)
Деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.
Мы с вами тоже любим играть ложками. И сейчас я предлагаю вам спеть песню «Бабушка, испеки оладушки» и подыграть себе на ложках.
Исполняется песня «Песня Бабушка, бабушка испеки оладушки….»
Игра на деревянных ложках (ПРОИГРЫШ)
Муз. руководитель:
4-е задание (Иллюстрация ХОРОВОД)
Как мы с вами уже говорили, в старину в селах и деревнях люди всегда не только много работали: пахали, сеяли, собирали урожай, но и умели активно отдыхать: петь, танцевать, играть в веселые игры, и очень любили водить хороводы. Мы с вами тоже умеем водить хоровод.
Сейчас я предлагаю вам встать в круг.
Как называется наш круг?
Дети. Хоровод
Муз. руководитель:
Правильно! Мы по кругу пойдем, хоровод мы заведем!
Но прежде повторим те элементы, которые будем использовать в хороводе. Это хороводный шаг, топотушки, пружинка с выставлением пятки, полочка, ковырялочка.
Исполняется хоровод «Светит месяц»
Муз. руководитель:
В хороводе не только танцевали, но еще и пели, и играли.
На Руси любили всякого рода игры. Мы с вами познакомились с русскими народными играми, и сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Шел козел по лесу». Но для начала нам нужно выбрать с помощью считалки козлика.
Ну-ка, стройся детвора, поиграть пришла пора!
Проводится игра «Шел козел по лесу»
Как мы весело играли и нисколько не устали.
Вот и закончилось наше удивительное путешествие в страну Фольклора.
Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями дедушки Фольклора, пели, и плясали, и на ложках играли, и загадки отгадывали.
А я вас попрошу почитать и беречь родную культуру, относиться с вниманием и интересом к народному искусству.
Песенку сейчас споем
Дружно в группу мы пойдем…
А гостям мы на прощанье
Вместе скажем:
До свиданья!