Надежда Беленко
Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в мини - музеи "Русская изба" для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков»
Цель: расширять представления детей о культурном наследии русского народа, воспитывать уважение к народным традициям.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД в мини-музее „Русская изба“ для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое наших предков“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Образовательные: Формировать основы национального самосознания. Знакомить детей с : жилищем и предметами быта, ремеслами, фольклором традициями и декоративно- прикладным искусством.
Развивающие: Развивать интерес к русским традициям и традициям других народов, населяющих нашу страну; расширять интерес к предметам народного быта и национальным костюмам.
Воспитательные: Прививать любовь и уважение к русским народным обычаям и традициям, а также к традициям других народов населяющих нашу страну. Создавать у детей радостное настроение.
Оборудование: мини-музей «Русская изба», русская печь, макет русской избы, сундук, стол и лавки. На столе самовар, деревянная посуда, расписанная хохломской росписью, предметы разных народных промыслов. Куклы в национальных костюмах (русском народном костюме, в татарском и казахском народном костюме) Запись песни о Родине.
Предварительная работа :
1) Беседы и чтение об русском народе и народах населяющих нашу страну.
2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;
3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;
4) Драматизация по мотивам русских сказок;
5) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….
6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.
Ход ООД:
I часть. Звучит в аудиозаписи фрагмент песни о Родине. (по окончанию воспитатель задаёт вопрос) Беседа о Родине, о России.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна? Дети: Россия
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут.
А по культурному наследию, оставленному нашими предками, можно судить о том, как жили люди раньше, что для них было ценным.
- Я предлагаю вам отправиться в прошлое и узнать, как жили наши предки много лет тому назад. Как мы можем отправиться в прошлое? (варианты ответов детей) А отправимся мы туда в машине времени. (звучит космическая музыка и дети отправляются в прошлое, оказываются в избе.
II часть.
В: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу. (дети проходят, рассматривая избушку).Кто знает как называлась самая большая и красивая комната в избе (предположительные варианты ответов детей) Вы пришли в горницу. - самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите? Дети: (печка, стол, лавки, сундук).
В: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице? Дети: печка.
В: Да,правильно, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Как могли использовать наши предки печь (ответы детей : можно готовить еду, обогревала весь дом в холода) Печь была самой главной вещью в доме. В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать. Рассматривают посуду, в которой готовили еду и хранили продукты.
- Кто мне скажет это что? Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.
В: А что стоит рядом со столом? Дети: рядом со столом стоят лавки.
В: А что стоит на столе? Дети: посуда.
В: Какая посуда? Дети: (ответы детей).
Беседа про хохломскую посуду и элементы хохломского узора.
В: В горнице еще одна замечательная вещь. Это что? Дети: Это сундук.
В: Что там храниться? Дети: (дети дают предположительные ответы).
Рассматривают предметы, находящиеся в сундуке. Среди вещей достают кукол в разных национальных костюмах народов России.
1-я кукла в русском народном костюме. Рассматривают элементы одежды.
Беседа о сарафанах, чем их украшали (красивой вышивкой из атласных лент, бус и по достатку драгоценными камнями). Под сарафан надевали рубашки белого цвета, расшитые вышивкой. На голову надевали головной убор (кокошник). Кокошник носили только замужние женщины, а молодые девушки заплетали косы и повязывали на голову тонкие атласные ленточки. Обувь, сапоги из кожи и лапти. Для работы женщины надевали сарафаны из темной ткани и повязывали передники, для защиты одежды от грязи на голову надевали платки.
Из сундука достают 2 - у куклу.
В: Обратите внимание на татарский национальный костюм. Головной убор называется «калфак», длинное платье и камзол. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.
Достают третью куклу.
В: Посмотрите, как выглядит казахский национальный костюм. Головной убор называется «такия», длинное платье, казякай, расшитый национальными узорами.
Воспитатель: Люди разных национальностей могут отличаться друг от друга цветом кожи: у одних она белая, у других - смуглая, а у третьих - совсем темная. Кроме того, они могут отличаться и формой глаз: у одних они по-шире, у других – по-уже. У каждого народа свои обычаи. Но все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и никогда не ссориться друг с другом.
Наша Россия сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Продуктивная деятельность детей. Изготовление калачей из соленого теста.
III часть Подведение итогов
- Что вам понравилось на занятии?
- Чтобы вы хотели еще узнать?
- Что вы расскажите своим родным дома?
Ребята вы были очень активными сегодня, давали правильные ответы. - А из горячей печи, для вас ребятки, вкусные пироги.
Воспитатель: На этом наше путешествие в прошлое заканчивается.
Нам пришла пора прощаться
И с избою расставаться.
Всё, что узнали не забывайте
И почаще вспоминайте!