Пугач Наталья Анатольевна
Открытое мероприятие «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД (познавательное развитие)
Тема «Путешествие в лес»
Воспитатель Пугач Наталья Анатольевна
Группа – подготовительная
Продолжительность – 30 минут
Место проведения ООД – групповая комната
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через познание природы родного края.
Задачи:
Образовательные
- формировать умение различать, классифицировать и называть деревья;
- умение рассказывать о характерных особенностях того или иного дерева, о полезных свойствах, которыми обладают деревья;
Публикация «Открытое мероприятие „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- познакомить детей с реликтовым деревом – лавролистным или душистым тополем, который растёт только в окрестностях с. Выдрино.
Развивающие
- развивать у детей память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающем нас мире.
Речевые
- активизировать слова: березняк, ельник, кедрач, белоствольная, чечевички, чага, лавролистный, эндемики, реликтовое дерево, хвоинки, хвоя, смола, живица.
Материал и оборудование
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- музыкальный центр;
- слайд – шоу;
- спилы деревьев;
- лего;
- берёзовый сок;
- восковые мелки на каждого ребёнка
Предварительная работа
- рассматривание картин, фотоальбомов о природе родного края;
- чтение познавательной литературы о Бурятии;
- просмотр фильма «Мой край»;
- наблюдение за елью, кедром, березой, осиной, тополем в уголке леса на территории ДОУ;
- разучивание стихов о природе, отгадывание загадок.
Интеграция ОО
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Здоровьесберегающие технологии
- физминутка;
- релаксация.
Методы и приемы
- словесно– дидактические игры экологической направленности;
слайд – шоу.
Ход ООД
Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть на вас. Мы должны постараться оставить о себе хорошее впечатление, чтобы гостям захотелось ещё раз приехать к нам. Давайте улыбнёмся гостям, поздороваемся и займёмся делом.
Подойдите, пожалуйста, к окну. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно мы видим горы, дома, деревья, прохожих, небо, солнце, всё это мы наблюдаем каждый день. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Ребята, посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. (Показ карты)
Как называется наша страна? (Ответы детей)
В южной части Восточной Сибири (показывает на карте) находится наша республика. Как называется наша республика? (Ответы детей)
Республика Бурятия поделена на районы. В каком районе находится наш посёлок? (Ответы детей)
Конечно же, вы все знаете название нашего посёлка. (Ответы детей).
Выдрино для вас – это малая Родина, место, где вы родились, растёте, и, я надеюсь, проживёте всю жизнь.
Наш посёлок располагается в очень красивом и удивительном месте. Здесь особый климат. Называется он субтропический – это когда зимы тёплые и снежные, а лето прохладное и влажное. Поэтому здесь растут редкие виды деревьев и растений, некоторые из них вы уже знаете.
Рядом с нашим посёлком расположился могучий «батюшка» Байкал.
Ребята, скажите, почему Байкал знают во всём мире? (Ответы детей)
С другой стороны посёлка протянулись горы Хамар – Дабан, они очень красивы в любое время года. С Хамар – Дабана течёт быстрая река Снежная, она протекает вдоль нашего посёлка и впадает в озеро Байкал.
Дети, скажите, чем богата наша природа? (Ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам отправиться в поход к горам Хамар – Дабан. Наш путь лежит через лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей)
-не ломать ветки деревья
-не топтать цветы
-не кричать, не включать громкую музыку
-не разорять птичьи гнезда
-не ловить насекомых
-не разжигать костров
-не мусорить
Путь предстоит нам долгий и нужно подготовиться (физминутка «Дождь»). Дети встают в круг, закрывают глаза и выполняют движения.
Мы – отражение природы!
Мы – часть её, мы – красота!
В нас сила, гордость, доброта,
В нас свет и высшее начало.
Мы отправляемся в путь. Звучит аудиозапись «шум города», затем «шум леса».
Вот мы и в лесу. Слайд – берёза. Как называется это дерево? (Ответы детей).
Что вы знаете о берёзе? (Ответы детей) У березы ствол белый с черными черточками, береза - единственное в мире дерево с белой корой. Как можно сказать одним словом о белом стволе березы? БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза. Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов). Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ. Какой полезный гриб растёт на берёзе? (Ответы детей).
Ещё берёза славится очень полезным вкусным. берёзовым соком. Его собирают весной. Хотите его попробовать?
Дети пьют берёзовый сок.
Отправляемся дальше. Слайд – Кедр сибирский. Как называется это дерево? (Ответы детей). Что вы знаете о кедре? (Ответы детей). Кедр сибирский растет только в Сибири. Это хвойное вечнозелёное дерево. Ствол ровный и длинный серого цвета. Хвоинки длинные и в пучке по 5 штук. Осенью созревают кедровые шишки. Орехи съедобные, очень вкусные, из них делают масло. Вместо сока у кедра смола или по другому- живица (она может заживлять раны).
Отправляемся дальше. Слайд – Ель голубая. Как называется это дерево? (Ответы детей).
Что вы знаете о голубой ели? (Ответы детей). Это дерево – эндемик. Голубая ель растёт только в наших краях. Она занесена в Красную книгу. Растет около горных рек небольшими группами или одиночными экземплярами. Тенелюбива, для неё благоприятен влажный байкальский климат. Растёт очень медленно. Хвоя жесткая, короткая, колючая с голубым оттенком. Внешне ель похожа на конус.
Ребята, скажите, какие ещё деревья растут в наших лесах? (Ответы детей). Лиственница, сосна, пихта, рябина, осина.
Игра «Назови, с какого дерева». Коробка, в ней – шишки, береста, хвоинки, кора, гриб чага.
Слайд – Тополь лавролистный. Это тополь лавролистный или душистый. Это особая разновидность тополей. Растут они только в нашей местности. Их по праву можно назвать эндемиками. Листья тополя душистого напоминают лавровые и совсем не похожи на листья, например, сердцевидного тополя, растущего в других местах.
Сережки, опавшие с деревьев, выглядят как пушистые гусеницы. Вместе с опавшими тополиными листьями они образуют мягкий «ковёр» - топольник, который стал отличной почвой для редких видов растений – эндемиков нашей местности.
Ребята, мы с вами попали в реликтовый лес. Здесь растут деревья- гиганты: лавролистные или душистые тополя. Они растут у подножья гор Хамар - Дабан около реки Снежная. Лавролистных или душистых тополей много, но гигантских лавролистных тополей осталось всего 24 штуки. Окружность их стволов составляет от трех до шести метров. Чтобы вы могли представить, какой толщины ствол у тополя, давайте возьмёмся за руки и сделаем большой круг. Вот такой ствол имеют некоторые тополя - гиганты. Скажите, пожалуйста, как можно узнать, сколько лет дереву? (Ответы детей). Показать спил дерева детям. Объяснить, что каждое кольцо на спиле - это прожитый год: сколько колец, столько лет дереву. Средний возраст этих гигантов 150 лет, но есть экземпляры возрастом более 400 лет. Поэтому эти тополя считаются реликтовыми Ребята, как вы думаете, почему эти тополя растут только у нас? (Ответы детей). Причина - мягкий субтропический климат.
Высота лавролистных тополей достигает 30 – 35метров. Это высота десятиэтажного дома. Это очень высокие деревья, настоящие гиганты. Сейчас мы в этом убедимся. Возьмите по одной детали лего и поставьте одну на одну - получилось дерево. А теперь возьмите игрушечных человечков и поставьте рядом - это мы. Увидели разницу? (Ответы детей).
Ребята, у меня в руках спилы деревьев, как м можно их использовать? (Ответы детей). Да на спилах можно нарисовать различные рисунки. Я предлагаю приступить к работе.
Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в наших лесах, будут ли на них птицы вить гнезда. А что нужно чтобы сохранить нашу уникальную природу. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их осталось очень мало или они погибли.
Ребята, пришло время возвращаться домой.
Вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
Ребята, я хочу вам сказать, что на склонах гор Хамар – Дабан растут очень редкие растения, они встречаются только у нас, но об этом мы поговорим в следующее наше путешествие.