Алевтина Иванова
Открытое мероприятие «Музыкальная азбука, или Страна, где живут звуки» для детей дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну музыки. Здесь много интересного. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся.
Итак, в путь!
Знакомство со звуками.
Звуки-шумы
На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли.
Публикация «Открытое мероприятие „Музыкальная азбука, или Страна, где живут звуки“ для детей дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя". Правда красиво звучит?
Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.
Есть еще звуки речи из которых складываются слова.
Но самые интересные - это МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ
Только самый внимательный сможет услышать их голоса, познакомиться с ними, подружиться и тогда звуки помогут освоить музыкальную азбуку и попасть в Страну большой Музыки!
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.
Гул машины во дворе
Лай собаки в конуре
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки -
Музыкальные есть звуки.
(Детям показываются карточки, где нарисованы: паровоз, саксофон, пчелки, лягушки, дерево, аккордеон, рояль, самолет, молоток)
А знаете ли Вы. ?
что слово "Музыка" происходит от греческого и обозначает буквально "искусство муз". В древнегреческой мифологии музы - это богини, покровительницы искусства и наук.
Звуки высокие и низкие.
Открываем крышку рояля или пианино
(картинка клавиатуры)
Перед нами много, много клавиш.
Белые, черные. Клавиш так много, что кажется никогда в них не разобраться.
Тогда давайте разбираться вместе с маленькой девочкой Ниной и кошкой Муркой.
Сказка про девочку Нину и кошку Мурку.
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит - пианино шагает,
Крышку, как рот раскрывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Тут второе чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь секрет покажу!"
Тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось вмиг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет и поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет –
Низким голосом пианино поет
А если повернет правее –
Звуки выше, нежнее.
Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна –
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает-
Молоточек по струне ударяет
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.
Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться".
Послушала Ася сказку про девочку Нину и так эта сказка ей понравилась, что Ася подбежала к пианино, погладила крышку инструмента и повторила:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться".
И вдруг она услышала:
- "Ты хочешь найти на пианино все звуки и не запутаться в них?" Девочка обернулась и увидела свою знакомую, ну конечно, это была фея Сольмина из волшебной страны Музыкального королевства.
- Я тебе помогу"-сказала фея.
- Запоминай:
Низкие звуки будут там, куда может дотянуться твоя левая рука. Это будут звуки нижнего регистра.
А высокие — там, куда дотягивается твоя правая рука. Это будут звуки верхнего регистра.
Звуки бывают средние по высоте — прямо напротив тебя, и тянуться никуда не надо. Видишь, как все просто!"
Сказала и исчезла. Ася даже поблагодарить не успела. У фей ведь столько дел!
Где живут НОТЫ?
Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем. (картинка нотного стана)
"Нотоносец" дом зовут, знаки-ноты в нем живут. А по-другому этот дом называется "Нотный стан" и живет в нем много жителей, живут они одной большой дружной семьей, которая называется - НОТЫ
Ноты - живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть.
У всех нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.
Запомни:
Так выглядят ноты у которых короткий звук (черные ноты)
А так- долго звучащие звуки (белые ноты)
Сосчитай, сколько на картинке долгих и сколько коротких звуков? (детям демонстрируется картинка)
А теперь мы нотки оживим и попробуем простучать ритмический рисунок, который у нас получился.
Игра по видео-партитуре