Галина Плотникова
Проект «Азбука дыхания» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Сказка»
Музыкальный руководитель –
Плотникова Галина Ивановна
Проект «Азбука дыхания» для детей дошкольного возраста
«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье ребёнка – это важнейший
труд педагога. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Публикация «Проект „Азбука дыхания“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объём познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растёт доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Развитие детей и создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе обучения в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных задач современной педагогики.
Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит.
При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.
Вот почему необходимо включать дыхательную гимнастику. При занятиях дыхательной гимнастикой развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Подвижность диафрагмы увеличивается, что способствует более полному расширению грудной клетки для большего забора воздуха. Детский организм лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов. Активные дыхательные движения не только укрепляют мышцы грудной клетки, но и производят тренировку сердечной мышцы, улучшая кровообращение.
Научив ребёнка - дошкольника управлять своим дыханием, мы дадим ему возможность воздействовать на свои эмоции. Активные дыхательные движения действуют отвлекающе и способствуют снижению эмоциональной нагрузки.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Цель проекта: воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
• развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться, ими пользоваться в дальнейшей жизни;
• поэтапное овладение детьми и их родителями основами «правильного» дыхания;
• овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
• создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности;
• мобилизация защитных и приспособительных сил организма.
Принципы проекта:
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
• принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);
• принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);
• принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
• принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
• принцип цикличности и систематичности;
• принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.
Миссия: объединить всех участников образовательного процесса.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Тип проекта: познавательно - оздоровительный, групповой, кратковременный.
Возможные риски: нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.
Предполагаемые результаты:
• повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
• снижение простудных заболеваний у воспитанников;
• формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
• изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
• использование здоровьесберегающих технологий в семье;
• обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
Сроки и этапы реализации проекта: проект краткосрочный (январь).
Организационно-подготовительный этап:
- обозначение проблемы и темы будущего проекта;
- постановка цели и определение основных задач проекта;
- разработка плана работы;
- подбор необходимого материала;
- создание картотеки дыхательных упражнений;
- организация и подготовка работы с родителями воспитанников, педагогами ДОУ.
Основной этап:
- предусматривает непосредственную реализацию проекта.
Итоговый этап:
- систематизация собранного материала по теме;
- степень активности субъектов образовательного процесса в подготовке и реализации мероприятий.
Реализация основного этапа проекта.
Группа раннего возраста.
Упражнения на тренировку правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха – «Вот какие мы большие!»
1 младшая группа.
Упражнения на тренировку правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха, укрепление мышц лица – «Зайка скачет», «Повороты».
2 младшая группа.
Упражнения на тренировку артикуляционного аппарата, формирование ритмичного дыхания – «Как мыши пищат?», «Как собачка лает?», «Как кошка говорит «мяу»?»
Игровой комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика» (мультимедийная поддержка)
Средняя группа.
Упражнения на тренировку правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха, укрепление круговой мышцы рта – «Флажок», «Снежинки».
Старшая группа.
Упражнения на тренировку правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха, укрепление мышц лица – «Снежинки - 2».
Информационный лист для родителей «Почему нужна дыхательная гимнастика?»
Советы родителям «Комплекс дыхательной гимнастики».
Подготовительная группа.
Упражнения на тренировку артикуляционного дыхания, согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки – «Часики».
Итоговый этап:
Материал, собранный по теме систематизирован и оформлен в сборник «Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста».
Разработан и опробован игровой комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика» с мультимедийной поддержкой
Изготовлена ширма-передвижка для родителей «Почему нужна дыхательная гимнастика?», «Комплекс дыхательной гимнастики».
Вывод: Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ является необходимым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Формировать правильную осанку.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.