Заливина Юлия Александровна
Конспект открытого итогового занятия по развитию речи «Составление творческого рассказа об осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление творческого рассказа об осени»
Цель - обучение составлению творческого рассказа об осени.
Задачи:
-Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность;
- Отвечать на вопросы полными ответами, составлять сложные предложения;
- Развивать творческую продуктивность;
- Формировать интерес к творческому рассказыванию;
- Активизировать и расширять словарь: квашеный, маринованный, тушеный, моросит, ненастье, линька;
- Закреплять знания об осени;
Публикация «Конспект открытого итогового занятия по развитию речи „Составление творческого рассказа об осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- Развивать внимание, память, логическое мышление;
- Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- Воспитывать положительное отношения к высказыванию товарищей;
- Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями на прогулке, беседы по теме, чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», разучивание стихотворений об осени, составление творческих мини- рассказов на тему «Осень в нашем городе», чтение осенних сказок.
Материалы и оборудование: большой конверт- письмо, муз. колонка, ауд запись «Осень», бейджик на каждого ребенка, микрофон- игрушка, матрица с набором картинок- изображений, д/и «Четвертый лишний», таблица на листе фА3 «Кто что делает?», диктофон, смайлики: веселый и сомнение на каждого ребенка, сюрприз- подарки.
1. Организационный момент. Приветствие.
Звучит веселая музыка «Осень».
Дети заходят в группу становятся на ковер.
В: - Ребята давайте подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки и поздороваемся со всеми: «Доброе утро!»
Цель: развитие внимания
Говорят дети:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья (показываю на детей).
Мы сейчас пойдем направо (идут вправо,
А теперь пойдем налево (идут налево,
В центре круга соберемся (идут в круг,
И на место все вернемся (возвращаются назад).
Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу,
И опять играть начнем (хлопают в ладоши).
Сели на стулья.
2. Сюрпризный момент.
В: - Сегодня утром я получила письмо, на нем написано для детей
группы № 6. Вам интересно, что в нем написано? Конверт очень красивый, яркий, с пальмами. Читаем письмо.
«Здравствуйте дети и воспитатели, пишут Вам жители Африки. У нас очень жарко и вечное лето, но из новостей мы слышали,что у вас в далекой России в Сибири сейчас осень, а мы ничего об осени не знаем. Пожалуйста расскажите нам о том какая бывает осень, запишите ваш рассказ на диктофон и отправьте сообщение в ватсап, мы очень ждем!»
В: - Ну что, я думаю мы с этой просьбой справимся, вы как считаете? Нам с вами нужно собрать информацию об осени и составить интересный рассказ –сообщение для африканцев.
В: - А знаете ли вы кто собирает информацию и рассказывает ее другим? Люди какой профессии? (Это профессия называется журналист. Журналисты ищут и собирают информацию о разных событиях, а потом передают ее на радио, в газеты и журналы или на телевидение. Составляют красивый рассказ о чем- либо.)
Предлагаю вам сегодня побыть в роли журналистов и составить интересный рассказ об осени в нашем Новокузнецке, а чтобы все было по настоящему, я вручу каждому журналисту вот такой бейджик с фамилией.
В: Об осени можно рассказывать много и по -разному мы с вами расскажем о природе осенью и том, чем занимаются животные, птицы и люди осенью. А для этого нам необходимо выполнить все задания и собрать информацию.
В: Уважаемые журналисты, вы готовы начать работу?
Д: Да
В: Итак, собираем информацию о погоде.
Какая погода бывает осенью?
Словесная игра «Погода осенью»
В: Вот микрофон, передавайте его друг другу, каждый должен подумать и сказать, какая погода осенью (Составить предложения)
В: Например: - Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)
- Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)
- Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)
- Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)
- Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)
- Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)
- Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)
- Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)
- Когда осенью идет снег, какая погода? (снежная)
- Когда осенью листопад, какая погода? (листопадная)
- Когда осенью ненастно, какая погода? (ненастная)
В: Верно, погода осенью бывает разная, а теперь я хочу чтобы вы на матрице (на магнитной доске) выложили картинку с природными явлениями, проговаривая предложения.
В: Молодцы! Готова первая часть нашего рассказа о природе.
1 часть. В нашем городе осень. Осенью погода бывает разная. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. С деревьев осыпаются листья.
В: Хорошо поработали, выходите на разминку.
Физ. минутка
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
«Перекрестное марширование» кинезиологическое упражнение Цель: развитие межполушарного взаимодействия, улучшение памяти и концентрации внимания.
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
В: Присаживайтесь …
В: Природа осенью засыпает, дует холодный ветер, с деревьев облетают последние листочки, моросят дожди, ночью лужи покрываются корочкой льда, все готово к зиме к новым пушистым нарядам.
В: А как же ведут себя осенью животные и птицы?
Д: Они готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки, накапливают жирок и ложатся в спячку.
Посмотрите на картинки, вам нужно определить, кто же лишний и сказать почему?
Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, закреплять обобщающие понятия, обосновывать свой ответ.
№1 Белка, лиса, еж, заяц
№ 1 Белка, лиса, медведь, заяц
№2 Мышь, бурундук, белка, заяц
№3 Ворона, синица, голубь, воробей
№4 Ласточка, журавль, лебедь, сойка
№5 Ёж, медведь, барсук, волк
В: Молодцы! Собираем информацию о животных и птицах, я вам сделала вот такую подсказку в виде таблички, давайте прочитаем, как называются колонки. Читают дети.
Затем дети выходят по одному и заполняют таблицу «Кто что делает осенью?», вам нужно распределить животных по клеточкам и составить предложения, кто как готовится к зиме?.
запасы линька спячка
В: Ребята у вас получается интересный рассказ!
2 часть. Осенью все готовятся к зиме: и животные, и птицы, и люди.
Птицы улетают в теплые края. Зайцы, лисы и белки меняют шубки. Ежи, медведи и барсуки осенью накапливают жирок и ложатся в спячку. Бобры, мыши и бурундуки делают запасы.
Журналист должен быть очень внимательным, что бы ничего не пропустить.
Сейчас мне поможет Лиза проверить ваше внимание. Становитесь в круг.
Игра на внимание «Вопрос-Ответ»
Лиза: Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
В: Спасибо Лиза, ребята отдохнули и нам пора двигаться дальше, собираем информацию о том, чем же занимаются осенью люди.
Люди тоже готовятся к зиме.
Д: -Собирают урожай,
-Варят компоты и варенья,
-Квасят капусту,
-Маринуют овощи,
-Солят грибы.
-Утепляются, надевают более теплую одежду (куртки, шапки, сапоги)
Дидактическая игра «Подбери слово- признак» (скажи какой)
Если капусту квасят- получается квашенная капуста,
Если овощи маринуют –получаются маринованые овощи,
Если грибы сушат – получаются сушеные грибы,
Если кабачек тушат- получается тушеный кабачек,
Если варят компот из яблок – получается яблочный компот,
Если отжимают сок из помидор – получается томатный сок,
Если варят варенье из малины – получается малиновое варенье.
В: - Молодцы справились! Смотрите сколько интересных слов подобрали.
Теперь давайте посмотрим на схему, что делают осенью люди?
3 часть. Люди осенью тоже готовятся к зиме. Они собирают урожай. Заготавливают овощи и фрукты на зиму. На улице начинаются заморозки, поэтому люди утепляются, одеваются в теплые куртки, шапки, сапоги.
В: Ребята, мы с вами составили рассказ теперь нам нужно его записать на диктофон, будьте внимательны, мы по порядку по цепочке будем говорить предложения - каждый свое, чтобы не повторяться, вы должны внимательно слушать товарища, который говорит перед вами. А я буду вставлять свои предложения- связочки. Готовы?
Записали.
Прослушали.
Рефлексия.
В: Отлично, получился интересный рассказ. Я хочу вас похвалить, вы собрали много информации об осени, теперь жители Африки обо всем узнают. Наше занятие подходит к концу.
В: Но у меня для вас еще есть задание.
(Раздать всем по 2 смайлика (веселый и сомнение).)
В: Подумайте и поднимите вверх веселый смайлик, если вы со всеми заданиями справились и наше занятие вам понравилось. Если же вы сомневаетесь и с чем то не справились на занятии поднимите вверх смайлик сомнение.
Д: Ответы детей.
В: А теперь я попрошу вас оценить товарищей, снова подумайте и вручите смайлики друг другу, веселый – тому, кто был лучше всех, сомнение – кто в чем то затруднялся.
(Спросить, почему именно так оценили)
Д: Ответы детей
В: И я хочу вам сказать спасибо за работу на занятии, и подарить вам блокноты и ручки, чтобы вы записывали в них самую интересную и полезную информацию.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.