Юлия Тришина
Открытая организационная деятельность «Знакомство с мылом»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками
Возраст: вторая младшая дошкольная группа (3-4 года)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Знакомство с мылом»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Интегрированные виды детской деятельности :
Публикация «Открытая организационная деятельность „Знакомство с мылом“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, конструктивно-познавательная
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии - «В кругу», «В парах», «По Цепочке», «Усложнение», «Индивидуальная деятельность с ребенком», ИКТ- технология, мнемотехника, музейная технология
Цель: Формирование представления о мыле и его разновидностях; развитие творческого мышления через исследовательскую деятельность и познания окружающего мира.
Задачи
Познавательное развитие:
- Формировать основы правил личной гигиены, чистоты и аккуратности через знакомство детей со свойствами мыла и видовым многообразием однородных предметов (кусочков мыла) разных по размеру, форме, цвету, запаху, внешнему облику, а также с функцией его применения.
- Развивать умение детей самостоятельно по мнемотаблице составлять алгоритм последовательности мытья рук;
- Закрепление знания детей геометрических фигур (Круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник).
- Установление причинно – следственных отношений и формирование умения ориентироваться в пространстве (на листе бумаги- поле дидактических игр)
- Закрепление умения действий с условными заместителями (карточки карточки дидактических игр)
Речевое развитие:
-Упражнять в образовании в речи относительных прилагательных (прямоугольное, квадратное, треугольное, круглое, овальное, разноцветное, розовое, зеленное, коричневое, голубое, белое, жёлтое, твердое,мягкая, жидкое гладкое, туалетное, хозяйственное, лечебное);
- Закреплять глагольный словарь (мылить, намыливать, смывать, вытирать);
- Продолжать формировать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Социально-коммуникативное развитие
- Формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской и игровой деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные навыки через общение с детьми и взрослым.
Художественно-эстетическое развитие
- Развивать художественное – эстетическое восприятие.
Физическое развитие:
- Формировать представления детей о здоровом образе жизни;
- Развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт.
Активизация словаря: прямоугольное, разноцветное, круглое, овальное розовое, зеленное, коричневое, голубое, белое, жёлтое, твердое, мягкая, жидкое. гладкое, туалетное, хозяйственное, лечебное, мылить, намыливать, смывать, вытирать, наливать, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, мыльница
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы где рассказывается о мыле: потешки, пословицы, поговорки, загадки и т. п., К. И Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая».
2. Дидактические игры на формирование КГН: "Мыльные перчатки", «Чего не стало?», «Моем руки правильно», «Что сначала, что потом», «Разложим мыло в мыльницы».
3. Беседа о формировании здорового образа жизни: «О здоровье», «Что такое мыло и для чего оно нужно?», «Зачем надо умываться?»
5. Ежедневное формирование культурно-гигиенических навыков
6. Оформление альбома «Какое разное мыло» и презентации «История происхождения мыла»,
7. Сбор образцов мыла (туалетное мыло, хозяйственное мыло, жидкое мыло, мыло ручной работы) для коллекции «Мыло»
8. Рисование нетрадиционными методами: мылом, мыльными пузырями, по трафаретам «Геометрические фигуры»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал : Куски мыла разного цвета и формы, жидкое мыло,каждый кусок мыла запечатан в целлофан, компьютер, мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук, мультфильм фильм1 «Грязнуля» из альбома «Сказки Мудрой тетушки Совы», презентация Power Point «Музыкальная физминутка «Доброе утро»»- автор Королева И. Н г. Нефтекумск, фонограмма из мультфильма «Маша и Медведь» «Песенка о чистоте» слова: Вадим Жук, музыка: Василий Богатырёв, картинка- мнемотаблица «Алгоритм умывания», плакат «Если хочешь быть здоров», костюм Феи Здоровья для воспитателя.
Раздаточный материал: карточки и поле дидактическая игра «Моем руки правильно», карточки и поле дидактическая игра «Найди мылу свою мыльницу», картинка- условный заместитель (геометрическая фигура круг - мыло в виде солнышка) на всех детей
Ход ОД
(Звучит музыка -фонограмма из мультфильма «Маша и Медведь» «Песенка о чистоте» слова: Вадим Жук, музыка: Василий Богатырёв Воспитатель встречает детей в костюме Феи Здоровья)
- Здравствуйте, ребята дорогие! Я - Фея здоровья, рада встречи с вами
Малоподвижная психологическая игра «Круг дружбы»
(Воспитатель-Фея Здоровья предлагает детям встать вкруг, взяться за руки и улыбнуться и поприветствовать друг-другу, читает стихотворение)
А сейчас соберемся дружно в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Сегодня мы с вами поговорим, а в прочем… отгадайте сами. (Воспитатель-Фея Здоровья загадывает загадку, дети отгадывают)
Загадка
Это наш хороший друг, который терпеть не может грязных рук.
Оно бывает всех цветов, гладкое, душистое,
Когда в воде в руках наших вертится, белой пеной пенится
Моет очень чисто, а руки станут чистыми, душистыми.
Ах, как станет мило!
Догадались? Это- … ( Ответ детей: Мыло)
Рассказ «Рассказ о мыле»
- Верно, отгадали. Это мыло - верный помощником в борьбе с грязью. Это средство гигиены стало просто неотъемлемой частью нашей повседневной жизни
(Воспитатель- Фея Здоровья предлагает детям пройти к столу, где размещена коллекция мыла, каждый кусок мыла запечатан в целлофан. Коллекция накрыта платком)
- Проходите к столу. Мальчики, пропустите, пожалуйста, девочек вперед. посмотрите какая коллекция мыла.
(Воспитатель- Фея Здоровья рассказывает о разных видах мыла (туалетное, хозяйственное, детское, дегтярное, жидкое, где и как оно применяется)
- Мыло бывает самых разных размеров (большие и маленькие) и разных форм (прямоугольные, круглые, овальные, может быть в виде фигур (звездочек, цветочков, сердечек и пр.) а также разного цвета (зеленое, красное, белое и пр.) А еще мыло имеет запах (цветов, трав, фруктов, бывает мягкое (стружка, жидкое и твердое. В воде мыло образует пену и растворяется. Есть мыло, которое называется туалетным, оно имеет цвет, разную форму и запах, таким мылом мы моем руки, лицо. Посмотрите вот на это мыло, у него неприятный запах, оно коричневого цвета, твердое и применяется в быту для уборки, чистки, стирки- называется хозяйственное. Еще есть мыло дегтярное и детское- это мыло считается лечебным.
Поисково-исследовательская деятельность
(Воспитатель- Фея Здоровья предлагает взять по куску мыла и рассмотреть его и подумать какое мыло, что можно о нём сказать).
- Выберите кусочек мыла, который вам понравился и возьмите его. Рассмотрите его хорошенько! И подумайте какое мыло, что можно о нём сказать?
(Воспитатель- Фея Здоровья задает наводящие вопросы, дети отвечают на вопросы)
- Как вы считаете, все кусочки мыла одинаковые или они разные? (Ответы детей- разные)
-А чем они отличаются? ( Ответы детей: прямоугольное, разноцветное, круглое, овальное, по разному пахнет)
- Скажите мне, пожалуйста, какого размера мыло у вас в руках (Ответы детей)
- А какого цвета у вас мыло (Ответы детей, розовое, зеленное, коричневое, голубое, белое, жёлтое)
- Понюхайте, пожалуйста, как пахнет мыло у вас в руках, Какое оно (Ответы детей ароматное, душистое, фруктовое)
-(ИНД) Что напоминает запах твоего мыла? Петя, твое мыло чем пахнет? (Ответы детей)
- Попробуйте сжать кусочек мыла. Какое на ощупь мыло в ваших руках? ( Ответы детей: твердое, гладкое, скользкое)
- А теперь постучите им по столу. Оно стучит. Значит оно какое? ( Ответ детей: твердое)
(Воспитатель- Фея Здоровья показывает упаковки с жидким мылом и задает вопрос)
- Ребята, кто знает, как называться мыло вот в этой упаковке?
- Потрогайте упаковку этого мыло. Какая она ( Ответы детей: мягкая)
- Мыло в такой упаковке называется жидкое, потому что его можно капнуть на руку и намылить руки.
(Воспитатель-Фея Здоровья предлагает положить кусочки мыла на стол и пройти сесть на стульчики)
- Ребята, положите мыло, которое у вас в руках на стол и проходите к стульчикам, присаживайтесь.
(Дети рассаживаются на стульчики)
Просмотр мультфильма Фильм1 «Грязнуля» из альбома «Сказки Мудрой тетушки Совы»
- А сейчас, посмотрите на экран, к нам в гости заглянула Мудрая тетушка Сова.
(Воспитатель- Фея Здоровья включает Фильм1 «Грязнуля» из альбома «Сказки Мудрой тетушки Совы» Дети смотрят. Воспитатель выключает и продолжает работу по теме)
Ситуативная беседа по ЗОЖ
(Воспитатель- Фея Здоровья проводит беседу, задает вопросы)
- Ребята, почему с медвежонком ЫХ никто не хотел дружить? (Ответы детей)
- Если он не умывался то, как можно назвать этого медвежонок? ( Ответы детей: Неряха, Грязнуля.)
- А что нужно делать, чтобы не быть грязнулей? (Ответы детей- Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться)
- Правильно. Домовенок Непослуха пошел мыть руки, давайте сейчас проверим умеете ли вы правильно мыть руки.
Работа по мнемотаблице «Алгоритм последовательности мытья рук»
(Воспитатель-Фея Здоровья предлагает пройти детям к другому столу, на котором лежит на каждого ребенка дидактическая игра «Моем руки правильно», а на мольберте висит мнемотаблица «Алгоритм последовательности мытья рук»)
- Проходите, пожалуйста к столу, где я приготовила для каждого алгоритм мытья рук. Давайте вспомним как нужно мыть руки
(Воспитатель- Фея Здоровья напоминает алгоритм умывания, дети рассматривают предложенное педагогом схематическое изображение последовательности мытья рук»)
- Открыть кран, намочить руки под краном, взять мыло, намылить ладони рук до пены, помыть руки под краном; сполоснуть руки, отжать руки, закрыть кран, насухо вытереть руки полотенцем.
(Воспитатель- Фея Здоровья предлагает детям самостоятельно составить алгоритм последовательности мытья рук, разложив на поле карточки по порядку).
- Ребята, а теперь разложите карточки по порядку на своем поле
(Самостоятельная работа детей, дети раскладывают карточки. Воспитатель- Фея Здоровья задает вопросы индивидуально 2-3 детям)
-(ИНД)Ваня помоги, пожалуйста Тане правильно разложить карточки.
- Все верно вы разложили? Петя, что мы делаем сначала? А что делаем после того как намылили руки? Оля, что мы делаем после того как отжили руки? (ИНД) Маша, посмотри у всех правильно составлен алгоритм?
- Молодцы правильно, разложили. Ребята, что еще мы используем при мытье рук ( Ответы детей: полотенце, воду)
- Верно. Скажите, в каких случаях нужно мыть руки? ( Ответы детей: перед едой, когда они грязные, после туалета и прогулки)
- Так зачем нужно мыть руки) ( Ответы детей: чтобы быть чистыми, не болеть, быть здоровыми)
Закрепление знаний режима дня и ЗОЖ
(Воспитатель- Фея Здоровья обращает внимание детей на плакат «Если хочешь быть здоров»)
- Верно. Ребята, здоровье зависит от режима дня- от правильного питания, закаливания, прогулок и спорта, я вам предлагаю немного отдохнуть, проходите на ковер на начинает физзарядку
Музыкальная физкультурная минутка
- Готовы? Будьте внимательны!
(Воспитатель- Фея Здоровья включает презентацию Power Point «Музыкальная физ. минутка «Доброе утро» - автор Королева И. Н г. Нефтекумск или фонограмму из мультфильма «Маша и Медведь» «Песенка о чистоте» слова: Вадим Жук, музыка: Василий Богатырёв) показывает движения, дети смотрят на экран и повторяют движения за воспитателем)
-Ой, как вы здорово двигались под музыку!
Дидактическая игра «Разложим мыло в мыльницы»
-Теперь я предлагаю подойти к следующему столу
(Воспитатель- Фея Здоровья предлагает пройти к следующему столу, где на столах разложены поля и карточки на каждого ребенка для дидактической игры «Разложим мыло в мыльницы»)
- Ребята, мыло всегда кладут в мыльницы, его нельзя бросать и оставлять просто на раковине. Посмотрите, на столе разложены поле и карточки для игры «Разложим мыло в мыльницы». Мыло в этой игре обозначено геометрическими фигурами. А какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей)
- Разложите мыло, обозначенное геометрическими фигурами, в подходящие по форме мыльницы, изображенные на поле
(Самостоятельная работа детей, Дети самостоятельно раскладывают геометрические фигуры)
(ИНД) Миша, помоги, пожалуйста Маше правильно разложить геометрические фигурки мыла.
- Все верно вы разложили?
(ИНД) Петя, у тебя мыло треугольной формы в своей мыльнице? Катя, а у тебя мыло овальной формы в своей мыльнице?
(Воспитатель- Фея Здоровья задает вопросы индивидуально 2-3 детям)
Индивидуальная работа на усложнение
(ИНД) Ваня, Маша, у меня есть карточка с изображением мыльниц необычных геометрических форм, найди подходящее мыло для этих мыльниц. (Самостоятельная работа детей)
-Какие вы все молодцы все правильно разложили.
Рефлексия
(Воспитатель- Фея Здоровья предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги)
- Ребята, проходите на ковер. Как много мы сегодня увидели и узнали, что мыло бывает самых разных размеров, форм, разного цвета, мыло имеет запах, бывает жидкое и твердое. Давайте вспомним что мы делали? ( Ответы детей: вспомнили как правильно мыть руки, нашли для каждого мыла свою мыльницу играли, смотрели мультфильм, двигались под музыку)
- Совершенно верно. Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно! И на память о нашей встрече, я хочу подарить вам вот такое мыло, изображенное на бумаге в виде солнышка. Пусть каждый из вас будет всегда здоров, чистый опрятный, много вам радости, улыбок, и хорошего настроения. (Воспитатель- Фея Здоровья раздает детям картинку- условный заместитель (геометрическая фигура круг - мыло в виде солнышка, изображенного на бумаге, прощается с детьми)
- До свидания ребята!
(Дети прощаются, говорят- «До свидания». Звучит музыка - фонограмма из мультфильма «Маша и Медведь» «Песенка о чистоте» слова: Вадим Жук, музыка: Василий Богатырёв. Воспитатель – Фея здоровья провожает детей)
Список литературы
1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :,«Мозаика-Синтез», 2006.
2. Доскин, В. А. Растем здоровыми /пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева– М: «Просвещение», 2002.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М. : ТЦ Сфера, 2010
4. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н. М. – СПб. : Речь, 2006. –
6. Карепова Т. Г. Формирование ЗОЖ у дошкольников. – Волгоград, 2009
7. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
8. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М. : ЗАО «РОСМЭН –ПРЕСС», 2007.
9. Неуступова Е. С. Зачем надо мыть руки? – Кандалакша, 2010.