Ирина Матвеева
Открытая образовательная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Общая цель создания ООС.
Цель проекта: создание условий для формирования, закрепления и обогащения знаний дошкольников об истории и культуре славянских народов.
Задачи проекта:
Расширять и углублять представления детей о своей Родине.
Формировать и углублять знания воспитанников о культуре, традициях,
фольклоре, национальных костюмах народов России.
Положительное отношение к предметному миру, как на средству воспитания ребенка зародился еще в эпоху Возрождения. Позднее в своём труде "Великая дидактика" Я. А. Коменский писал, что среда ребёнка должна быть приятной внутри и снаружи.
Публикация «Открытая образовательная среда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Современный детский сад – это тот чудесный мир, в котором ребенок приобретает бесценный опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, изучает и постигает окружающую действительность. Обогащение данного опыта становится более эффективным при создании соответствующей предметно-развивающей среды.
Особую актуальность вопрос создания и организации предметно-развивающей среды преобретает в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Окружающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, то есть должна работать на реализацию творческого потенциала дошкольника.
А в рамках нашего проекта, среда должна создавать условия для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством.
Идея «открытости» заключается в следующем:
• Получение более новой и подробной информации от организаций, работа которых осуществляется в рамках ознакомления населения с различными видами искусств, в том числе и по теме русских народных промыслов.
• Получение дополнительных консультаций, методической помощи при разработке конспектов занятий и мероприятий по разрабатываемой теме.
• Обмен опытом, участие в различных конкурсах, самообразование и саморазвитие педагогов.
• Приобщение подрастающего поколения к посещению различных музеев, выставок.
Изменения образовательного процесса на уровне программного содержания: дети получают более обширные и полные знания, вырабатывают умения и навыки в создании изделий народного промысла, возрастает количество наглядности, углубляются знания.
Изменения образовательного процесса на уровне технологии: посещение экскурсий, выставок, посещение мастер-классов, приглашение педагогов дополнительного образования, проведение досугов, праздников, игр, викторин, участие воспитанников и педагогов в конкурсах.
4. В. А. Ясин выделяет в образовательной среде следующие компоненты:
Пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика). В группе:
• Оформление выставки предметов народных промыслов (периодеически сменяются и обновляются экспонаты);
• Уголок русской народной культуры, содержание которого зависит от реализуемого в группе проекта и возраста детей (уголки в младших и средних группах включают в себя изделия из бересты и лыка, представлена народная игрушка (филимоновская, богородская, куклы в народных костюмах славян, народные костюмы ручной работы для ряжения, предметы быта с росписью (стилизация под хохлому, гжель, городец); в среднем и старшем дошкольном возрасте в роли экспонатов выступают: подборка литературы по устному народному творчеству; фото вернисажи «Моя малая родина», «Книга русских ремесел», тематические альбомы, коллекция кукол в костюмах народов России).
• Проводятся и организуются фотовыставки, выставки поделок и детских работ.
• Дидактические игры (Настольно-печатная игра «Русская старина», "Назови правильно", «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Угадай и расскажи», «Собери матрешку», «Городецкие узоры», пазлы с картинками народных промыслов и др.).
• Карточки с орнаментами.
• Тексты загадок, поговорок.
• открытки или буклеты с изображением Дымковской, Филимоновской, Абашевской, Каргопольской глиняной игрушкой
Полхов-майданской, Семеновской, Сергиево-посадской деревянной расписной игрушкой, Богородской резной деревянной игрушкой и скульптурой, Городецкой росписью по дереву, Хохломской деревянной посудой, Гжельской глиняной посудой.
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
В ДОУ:
• Мини-музей старины «Русская изба»
• Проводятся и организуются фотовыставки, выставки поделок и детских работ.
• Иллюстрации и образцы народного творчества, тематические стенды.
Социальный (определяется особой формой детско-взрослой общности). Традиции по тематике:
• Регулярные посещения музеев и выставок (1-2 раза в месяц).
• Регулярные выставки детских поделок (3-4 раза в год).
• Проведение досугов с участием родителей (1-2 раза в год).
Формы сплочения коллектива:
Дети:
• Театрализации сказок (старшие группы показывают представления для младших).
• Сюжетно-ролевые игры.
• Проведение интеллектуальных игр, досугов.
Педагоги:
• Консультации методиста.
• Консультации приглашенных педагогов и искуствоведов.
• Семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы.
Родители:
• Привлечение к участию выставок совместного творчества.
• Привлечение к походам в музеи и на выставки.
• Мастер-классы и консультации.
Психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действия, организация обучения). Материалы для размещения на сайте ДОУ:
На сайте ДОУ можно создать раздел «Наши истоки», в котором публикуются материалы:
• Фотоотчеты;
• Консультации;
• Памятки;
• Конспекты мероприятий,
• Видеоматериалы,
• Мастер-классы.
Можно опубликовать материалы в местных районных газетах, пригласить телевидение на какое – либо мероприятие.