Алла Шестерняк
Отчёт по самообразованию воспитателя средней группы «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи самообразования :
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Темочки:
- Дидактические игры. Проекты
- Игры для детей. ВСЕ дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука - это инструмент всех инструментов»-заключал еще Аристотель. Полностью согласна с высказываниями великих! Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.
Сегодня общепризнанно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Для развития кистей рук и мелкой моторики пальцев в течении года мы применяли пальчиковую гимнастику: сочетали движение рук со стихами, тем самым вызывая интерес детей к пальчиковым играм. Благоприятное воздействие упражнений оказывает именно использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:
• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;
• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
• работу проводить регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 4-5 лет – 15 мин, 5-7 – 25 мин;
• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.
Кроме того, весь год по желанию, индивидуально дети нанизывали бусы на нитку, застёгивали и расстегивали пуговицы, кнопки, крючки, играли с конструктором, мозаикой. При этом у детей развивалось воображение, конструктивное мышление, закреплялось знание геометрических фигур и форм.
На протяжении всего учебного года дети совершенствовали выполнение действий с предметами.
Дети с удовольствием в уголке изо деятельности брали шаблоны, трафареты для рисования и раскрашивания. Тем самым закреплялось умение объединять предметы в группы (транспорт, животные и т. д, расширялся словарный запас (скорая, пожарная).
Для родителей была изготовлены и выставлены папки-передвижки: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с недостаточно развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, такие как игра с песком «Найди что спрятано», «Игры на кухне», работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов.
Для развития мелкой моторики рук использовала занятия с пластилином. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Использовала способ развития пальцев руки – отщипывание. Применялся способ – сминание (бумаги, салфеток).
Дети в средней группе начинают активно пользоваться ножницами. Таким занятиям мы посвящаем много времени. К концу года дети имеют представление о методах вырезания, круга, овала, квадрата, прямоугольника. Пальчики при этом укрепляются, совершая нужные движения.
В течение года учила ребят усидчивости, последовательности в выполнении задания. К концу года дети могут выполнять действия с предметами: помогать одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении, выкладывание узора из мозаики, кубиков, палочек, выполнять совместно с воспитателем упражнения пальчиковых игр, действовать самостоятельно и совместно с воспитателем с пальчиковым театром, игры с бусами.
Плодотворная работа в конце года, дала положительные результаты:
Развилась мелкая моторика рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
Сформировались пространственные представления детей (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
Активизировалась речь детей и обогатился их словарный запас;
Улучшились память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление;
У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.
Я считаю, что моя тема по самообразованию нашла успешное место на практике. Развитие мелкой моторики у дошкольников шло успешными темпами.
В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.
Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.