Приложение МААМ

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ирина Павлова
Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы

Тема моего самообразования на 2023-2024 учебный год: «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

В этом году, работая со старшими дошкольниками, я решила изучить технологию ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) и реализовать ее в своей практике.

Публикация «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель моего самообразования: повышение своей профессиональной квалификации и педагогической компетентности в вопросах нетрадиционного обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.

Для достижения данной цели мной были определили следующие задачи:

1. Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, производить аналитические действия.

2. Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее.

3. Формировать умение самостоятельно использовать разные виды моделей для записи условий задачи и возможных вариантов решений, работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице.

4. Совершенствовать умение сужать поле поиска в играх «Да – нет» разного варианта.

5. Продолжать побуждать детей самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать интеллектуальные способности у детей. Использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Технологии ТРИЗ в этом плане имеет ряд преимуществ:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей;

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию;

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами;

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

По теме моего самообразования были намечены и пройдены следующие этапы:

1 этап - теоретический. Изучение научной литературы по теме.

2 этап- практический. Работа по перспективному планированию, плановая подготовка игр. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап - обобщающий. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме.

А также составлено календарно-тематическое планирование по работе с детьми и с родителями.

Мной была изучена и проанализированная литература по данной теме и составлен список литературы, в который входили книги по детской психологии, социологии методике преподавания и воспитания. Авторы этих книг: Сидорчук Т. А., Жихар О. П., Белоусова Л. Е., Выготский Л. С, а также Интернет-ресурсы.

Для реализации намеченной цели я спланировала свою работу по следующим направлениям:

1. Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала

2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.

Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми:

Мозговой штурм

Метод фокальных объектов

Морфологический анализ

Метод эмпатии

Метод проб и ошибок

Тризовские игры и т. д.

Мной были разработаны конспекты занятий с детьми, изготовлены игры: «Логическая цепочка» «Кольца Луллия, создана картотека игр по ТРИЗ на формирование умения выделять функции обьекта («Дразнилка», «Мои друзья», на определение подсистемных связей объекта «Чем был тем стал», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», игры на сравнения систем («Волшебный светофор», «Давай поменяемся») и многие другие.

Мною применялись методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, на прогулке и в игровой деятельности.

Формы работы с родителями: сотрудничество через консультации, беседы, анкетирование. Родителям было предложено заполнить анкету “Речевое развитие ребенка”. А также консультации «ТРИЗ в детском саду и дома», «Что такое ТРИЗ, «Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр», памятки «Факторы успешного речевого развития детей».

Проделанная мной работа по самообразование на тему «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» прошла успешно. Могу сказать, что поставленная мною цель была достигнута, а задачи реализованы в полной мере. В течении этого года повысился мой собственный уровень знаний в области ТРИЗ технологий путем изучения методической литературы, интернет ресурсов по теме самообразования и реализации данной методики на практике.

Работа по системе ТРИЗ дала возможность детям находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду, научила детей фантазировать, изобретать и находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению в ДОУ и использовать в своей работе методы и приемы технологии ТРИЗ.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Коллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возрастаКоллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Коллаж- одна из самых любимых моих техник в творчестве с детьми. Коллаж относится к разряду смешанных техник. В коллаже сочетаются рисование.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возрастаНетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возраста Дорогие, коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках. Все мы знаем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 мая 2024 в 17:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова (УИ 2590630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД