Ирина Павлова
Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы
Тема моего самообразования на 2023-2024 учебный год: «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
В этом году, работая со старшими дошкольниками, я решила изучить технологию ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) и реализовать ее в своей практике.
Публикация «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель моего самообразования: повышение своей профессиональной квалификации и педагогической компетентности в вопросах нетрадиционного обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.
Для достижения данной цели мной были определили следующие задачи:
1. Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, производить аналитические действия.
2. Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее.
3. Формировать умение самостоятельно использовать разные виды моделей для записи условий задачи и возможных вариантов решений, работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице.
4. Совершенствовать умение сужать поле поиска в играх «Да – нет» разного варианта.
5. Продолжать побуждать детей самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать интеллектуальные способности у детей. Использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Технологии ТРИЗ в этом плане имеет ряд преимуществ:
• ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей;
• ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию;
• ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами;
• ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
По теме моего самообразования были намечены и пройдены следующие этапы:
1 этап - теоретический. Изучение научной литературы по теме.
2 этап- практический. Работа по перспективному планированию, плановая подготовка игр. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
3 этап - обобщающий. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме.
А также составлено календарно-тематическое планирование по работе с детьми и с родителями.
Мной была изучена и проанализированная литература по данной теме и составлен список литературы, в который входили книги по детской психологии, социологии методике преподавания и воспитания. Авторы этих книг: Сидорчук Т. А., Жихар О. П., Белоусова Л. Е., Выготский Л. С, а также Интернет-ресурсы.
Для реализации намеченной цели я спланировала свою работу по следующим направлениям:
1. Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала
2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.
Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми:
Мозговой штурм
Метод фокальных объектов
Морфологический анализ
Метод эмпатии
Метод проб и ошибок
Тризовские игры и т. д.
Мной были разработаны конспекты занятий с детьми, изготовлены игры: «Логическая цепочка» «Кольца Луллия, создана картотека игр по ТРИЗ на формирование умения выделять функции обьекта («Дразнилка», «Мои друзья», на определение подсистемных связей объекта «Чем был тем стал», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», игры на сравнения систем («Волшебный светофор», «Давай поменяемся») и многие другие.
Мною применялись методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, на прогулке и в игровой деятельности.
Формы работы с родителями: сотрудничество через консультации, беседы, анкетирование. Родителям было предложено заполнить анкету “Речевое развитие ребенка”. А также консультации «ТРИЗ в детском саду и дома», «Что такое ТРИЗ?», «Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр», памятки «Факторы успешного речевого развития детей».
Проделанная мной работа по самообразование на тему «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» прошла успешно. Могу сказать, что поставленная мною цель была достигнута, а задачи реализованы в полной мере. В течении этого года повысился мой собственный уровень знаний в области ТРИЗ технологий путем изучения методической литературы, интернет ресурсов по теме самообразования и реализации данной методики на практике.
Работа по системе ТРИЗ дала возможность детям находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду, научила детей фантазировать, изобретать и находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.
На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению в ДОУ и использовать в своей работе методы и приемы технологии ТРИЗ.