Ольга Ильина
План по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 3-4 лет»
Актуальность темы:
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
1. Повышение квалификации
№ п/п Название курсов Учебное заведение Время прохождения
1. Категорийные «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
ТОГОАУ ДПО ИПКРО 21.03.2016-18.05.2016 года
2. Тема по самообразованию
№ п/п Название темы Сроки изучения
1. «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» 3 года
2. «Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей у детей на основе устного народного творчества»
1 год
3. Программное обеспечение
№ п/п Название Сроки изучения
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. ; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017год постоянно
2. Дополнительные программы и методические пособия
Учебно – методический комплект к программе Е. В. Колесниковой по развитию речи для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет. 3 года
4. Методическая подготовка
№ п/п Название Сроки изучения
1. Изучить методическую литературу:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. 3 года
5. Психолого – педагогическая подготовка
№ п/п Название Сроки изучения
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 1988г. постоянно
2. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи. – М. : Просвещение, 1960г. постоянно
3. Боголюбская М. К. ,Шевченко В,В, «Психолого-педагогические основы игры дошкольников»– М. ,Просвещение,1970г. Детская психология. Под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. Н Панько. 1988г.
Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. -М., 1959 постоянно
6. Участие в работе педагогических советов и методических объединений
№ п/п Дата Вид деятельности Тема доклада
1. Август -2018 г. Защита актуальности темы по самообразованию
Установочный педсовет План по самообразованию на 2018-2019 уч. год
2. Ноябрь -2018 г. Доклад
Педсовет Использование интегрирования образовательной деятельности
в приобщении к русской народной культуре детей младшего дошкольного возраста»
3.
Март - 2019 г. Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
«Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей»
4. Май - 2019 г. Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Май - 2019 г. Отчет по теме самообразования
Презентация на итоговом педсовете Отчет по теме самообразования
7. Работа с родителями по теме
самообразования
№ п/п Дата Вид деятельности Тема
1. Сентябрь
Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
2. Октябрь Консультация для родителей «Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм»
3. Ноябрь Консультация для родителей «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей»
4. Декабрь Рекомендации для родителей
«Разговорчивые игры»
5. Январь Советы родителям
«Фольклор в развитии речи детей»
6. Февраль Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»
7. Март Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
8. Апрель Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольника»
9. Май Презентация «Активизация речевого общения, как фактор становления личности»
8. Взаимодействие с социумом
№
п/п Дата Вид деятельности Взаимодействие
1. В течение года Экскурсии с детьми в библиотеку школы
МБОУ «СОШ» №1, корпус №5
9. Методические разработки
№ п/п Дата Наименование Место
представления
1.
Сентябрь- 2018 г. Проект «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей» Педсовет ДОУ
2. Ноябрь -2018 г. Проект «Роль загадки в воспитании дошкольника» Методическое объединение педагогов ДОУ
3. Февраль -2019г. Проект «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Методическое объединение педагогов ДОУ
4. Апрель- 2019 г. Проект «Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.)
Методическое объединение педагогов ДОУ
10. Информационно – коммуникационные технологии
1. Изучение методических публикаций в сети ИНТЕРНЕТ на сайтах www.jandekx.ru., «www. mail. ru»,
«www.5ballow.ru», www,ramвler.ru,
«www,allbest.ru», портал «Сеть творческих учителей», сайты «Солнышко», «Теремок», интернет –проект «МААМ. RU», «Calamo», «Талантоха», МО учителей «Логос», «Учебно-методический кабинет», «Сообщество творческих педагогов» и др.
Подготовка к ОД, обработка данных диагностики, отбор дидактического материала,
ознакомление с опытом работы, взаимообмен информацией, распространение своего собственного опыта.