Ирина Малянова
Отчёт по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников посредством русского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей данного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие речи младших дошкольников посредством русского народного фольклора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Актуальность темы:
Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Проблема:
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Объект исследования – процесс развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам русского народного фольклора.
Предмет исследования – русский народный фольклор как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение воспринимать разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки;
- создавать условия для развития слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизировать словарный запас детей;
- формировать умение детей играть в народные игры и водить хороводы.
Развивающие:
- развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
- побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.);
- развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности (выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения).
Воспитательные:
- вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества
- формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
- обогащать чувства, воображение и речь детей.
- воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
Для реализации поставленных задач был составлен план, на основании которого была проведена последовательная работа.
Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой:
1 Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
2 Гербова В. В. «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки». Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс 2006г. 3
3 Неганова Н. «Русский фольклор в жизнь малышей». Дошкольное воспитание, 1995, №10.
4 Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста»,с. 8;
5 Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
6 Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
7 Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
8 Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
9 И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством
10 Интернет ресурсы
Для реализации поставленных задач по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:
- использование фольклорных произведений на занятиях;
- в играх: дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки;
- чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;
- использование фольклора в режимных моментах;
- работа с родителями.
Мною были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Взаимодействие с родителями.
Применяла методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов плана, учитывая возрастные особенности детей.
Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в образовательной деятельности, так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.
Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Создала картотеки потешек, пестушек, считалок, закличек, колыбельных песен, игр с использованием фольклорных форм.
Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями. Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты. Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом. Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Воспитание звуковой культуры речи осуществлялось через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся. Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Зайка серенький сидит…», «Идет коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Мы капусту рубим», «Здравствуйте, ладошки…»,» Сорока- белобока…». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова четче и яснее.
Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание обращалась к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички. Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада, когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.
Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором. Заклички чаще применяются при выходе на прогулку.
Трудно представить мир ребенка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остается с ним навсегда. Почти каждый день я читала детям сказки. Слушая русские сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др., дети овладевают языком своего народа. Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с детьми красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз. Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение словосочетаний из сказок и потешек, по которым можно учить ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине: «Вот и люди спят, вот и звери спят», «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко встало, утро настало», «Маленькая птичка прилетела к нам», «Выросла репка большая».
В ноябре 2023 года в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Педагогический дуэт» было проведено интегрированное совместно с наставником занятие «Путешествие по сказке «Колобок»
Целью данного занятия было: способствовать духовно- нравственному развитию детей, формировать умение передавать содержание русской народной сказки «Колобок», используя элементы театрализации.
В декабре 2023 года был реализован краткосрочный проект «В гостях у сказки», который также способствовал закреплению знаний детей о русских народных сказках.
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций. Дети любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», «Каравай», «Птички», «Зайка серый умывается», «Солнышко и дождик» и т. д
Широко использую в своей работе загадки. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детей. Предлагаю загадки в начале занятия, наблюдения, бесед, с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса. Использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, в завершении деятельности.
Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора я применяю их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, приношу с собой разные игровые персонажи – петушка, ежика, собачку, зайчика. Введенная игровая мотивация побуждает проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать).
С целью развития интереса к праздникам и народным песням и приобщения детей к русскому фольклору, были проведены : беседа» Пришла Коляда- отворяй ворота», досуг «Солнышко, нарядись! Красное покажись!
Большое значение для развития речи детей играет специальная организация предметно – развивающей среды.
В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
Для родителей были подготовлены консультации: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет», «Читаем детям сказки», «Какие сказки читать детям на ночь?».
Проведено родительское собрание на тему: «Сказка, как средства формирования речи»
Совместное творчество детей и родителей «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
В ходе реализации проекта «В гостях у сказки» родителям с детьми было предложено задание «Книжка – малышка».
В апреле 2024 года мною было проведено итоговое занятие «В поисках исчезнувших книг», цеью которого являлось развитие речи детей через приобщение к русскому народному фольклору. В ходе занятия, дети показали хорошие результаты, охотно включались в диалог, рассказывали потешки, играли, отгадывали загадки.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей повысился интерес к народному творчеству. Дети стали эмоциональнее, активнее, свободно выражают свои просьбы и пожелания. Расширился и обогатился словарный запас детей. Дети отвечают на простые вопросы, легко общаются друг с другом. Охотно играют вместе, развёртывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются использовать их самостоятельно. Родители с пониманием отнеслись к использованию малых форм фольклора в развитии речи детей. У родителей повысился общий культурный уровень. Считаю, что работа над темой самообразования проведена хорошо.
В дальнейшем планитрую работать по теме самообразования «Развитие речи детей посредством дидактических игр».