Алевтина Козлова
Учебно-деловая игра «Путешествие в страну выборов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня правовой культуры будущих избирателей, побуждение к изучению избирательного права и избирательного процесса.
Задачи:
1. Привлечь внимание будущих избирателей к специфике избирательного законодательства РФ;
2. Показать процесс формирования выборных органов государственной власти;
3. Способствовать становлению ответственных и политически грамотных граждан.
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Актуальность: Выборы – это индикатор доверия к российской избирательной системе, проявление гражданской позиции молодёжи, её отношения к демократии, к будущему страны. Поэтому проблема правового воспитания и его производной – правового обучения становятся актуальными в свете борьбы с правовым нигилизмом, имеющим место в современной России.
Участники: В игре принимают участие две команды - ученики и их родители (по 2 ученика из городских школ с родителями)
Ход игры:
Слайд 1
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады снова видеть вас на нашем избирательном участке.
Ведущий 2: Мы приветствуем будущих избирателей и избирателей, имеющих большой опыт участия в политической жизни страны.
- А также приветствуем наших гостей и жюри по совместительству:
___
Ведущий 1:
Не раствориться, быть собой,
Не плыть песчинкою в потоке;
Свою дорогу отыскать,
И не сойти уж с той дороги…
Слайд 2
Как важно, осознать эту мысль, вам, ребята, на пороге своего совершеннолетия. Совершеннолетие - это возраст, когда гражданин получает право прикоснуться к делам государственным. По Конституции РФ 18-летний гражданин приобретает право избирать, начиная от органа местного самоуправления вплоть до Президента страны. Это называется активное избирательное право.
Слайд 3
Ведущий 2: Чуть позже к этому праву добавится право быть избранным - пассивное избирательное право. То есть в 21 год вы сможете стать депутатом Государственной Думы, а в 35 - Президентом Российской Федерации. Правда, для этого необходима ваша гражданская зрелость.
Ведущий 1: Итак, с 18 лет вы, являясь гражданином Российской Федерации, становитесь - ИЗБИРАТЕЛЕМ, и Конституция РФ дает вам право голосовать на выборах
Слайд 4
Ведущий 2: Выборы, как социальное явление, прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Таким образом, все мы являемся участниками избирательного процесса. Но знаем ли мы, что он собой представляет? Узнать нам поможет путешествие в страну Выборов.
Слайд 5
Ведущий 1: Как и всякая другая страна, страна Выборов имеет свою историю. С некоторыми её событиями вас познакомят ….
Рассказ об истории возникновения и становлении выборов.
Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.
Слайд 6
В IV-V веке до н. э. в Афинах установился государственный строй, при котором все мужчины – уроженцы Аттики – стали гражданами, имели установленные законом права и обязанности перед государством. Это была первая в мире демократия. В Древней Греции применялось и открытое голосование (народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов) и тайное с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб: "За" – белый боб, "Против" – черный.
Слайд 7
Римляне в III в. до н. э. создали такую государственную систему, при которой управление им стало общим делом (республика). В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов.
После этого кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей.
Слайд 8
В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция: французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью.
Революция способствовала становлению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право, то есть право избирать, получали граждане, достигшие 21 года.
Слайд 9
Примером демократии в древней Руси является Новгородская республика - государство на Северо-западе и Севере Руси в 12-15 вв. высшей властью в Новгороде являлось вече – народное собрание, в котором участвовало мужское население Новгорода и его пригородов. Вече избирало и изгоняло князей, избирало посадника, тысяцкого и епископа, решало вопросы войны и мира, а иногда выносило судебные приговоры.
Слайд 10
Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
Слайд 11
Ведущий 2: С особенностями современного избирательного процесса мы познакомимся в ходе экскурсии на избирательный участок.
Ведущий 1: Ну, что ж, друзья, в путь! И вы узнаете, как важна и ответственна роль избирателя!
(Прохождение этапов – на каждом перед ребятами выступают члены избирательной комиссии, рассказывают об этапах избирательного процесса, отвечают на вопросы ребят.)
Слайд 12
О 1этапе нам расскажет Булаткина Валентина Юрьевна,
Начинается избирательный процесс с решения о назначении выборов. В этот период определяется комплекс действий, связанных с созданием необходимых условий для выдвижения кандидатов и голосования. Для проведения выборов всех уровней образуются избирательные округа, а для проведения голосования - избирательные участки. Районная избирательная комиссия составляет списки избирателей и передаёт их в участковую избирательную комиссию. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Вопросы участников экскурсии:
• Как составляются списки избирателей на выборах?
Слайд 13
2 этап – Жолобецкая Екатерина Сергеевна,
За 30 дней до дня голосования образуются участковые комиссии. Они независимы от государства и местных органов власти. Их задача: организовать подготовку и проведение выборов, определить итоги голосования. Именно избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Вопросы участников экскурсии:
• Кто имеет право быть членом избирательной комиссии?
Слайд 14
3 этап – Лобанова Надежда Ивановна,
Основным действием на стадии выдвижения кандидатов является сбор подписей в его поддержку и регистрация. Кандидатов могут выдвинуть избирательные объединения или сами граждане в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидата осуществляется путем сбора подписей под его заявлением. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом.
Вопросы участников экскурсии:
• Кто может быть выдвинут кандидатом? Где происходит регистрация кандидатов?
Слайд 15
4 этап – Булаткина Валентина Юрьевна,
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации за 28 дней до дня голосования, путем проведения предвыборных мероприятий (в том числе собраний, встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов, выпуска и распространения информационных печатных материалов. При проведении предвыборной агитации не допускается агитация, возбуждающая расовую, социальную, национальную вражду, насильственное изменение Конституционного строя и нарушение целостности государства, а также пропаганда войны. Агитация прекращается за сутки до дня голосования.
Для финансирования предвыборной агитации избирательные фонды могут создаваться за счет:
• собственных средств кандидата;
• средств, выделяемых кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением;
• добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Вопросы участников экскурсии:
• Можем ли мы принимать участие в предвыборной агитации?
Слайд 16
5 этап - Жолобецкая Екатерина Сергеевна,
Следующая стадия избирательного процесса - это голосование и определение итогов выборов. Голосование проводится во второе воскресенье октября и во второе воскресенье марта. Не менее чем за 20 дней до выборов участковая избирательная комиссия извещает граждан через СМИ о точной дате и времени голосования. Также члены избирательной комиссии вручают гражданам специальные приглашения. (Рассказ о процедуре голосования) Голосование проводится с 8 до 20 часов местного времени. Сразу начинается подсчет голосов избирателей. При определении итогов голосования и результатов выборов могут присутствовать наблюдатели, кандидаты, СМИ. Итоги голосования оформляются протоколом и вывешиваются для ознакомления избирателей.
Вопросы участников экскурсии
• Человек пришел на выборы, но его нет в списках избирателей. Как быть?
Слайд 17
6 этап - Лобанова Надежда Ивановна,
Завершающей стадией избирательного процесса является регистрация избранных депутатов или других выборных лиц. Здесь же предусматривается опубликование в СМИ результатов выборов.
Ведущий 2:Спасибо нашим экспертам. А сейчас мы переходим непосредственно к нашей игре.
Слайд 18
Игра “КРЕСТИКИ - НОЛИКИ”
Ведущий 1: У нас получилось две команды: команда будущих избирателей (нолики) и команда избирателей со стажем (крестики). Молодость против опыта.
(Разыграть право первого хода) Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадраты игрового поля с заданием. Переворачивает карточку, отвечает на вопрос, делает соответствующую отметку, если ответит, если не ответит – право хода переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая сможет выполнить три задания (по горизонтали, вертикали, диагонали)
Слайд 19
Ведущий 2:
Каждая клеточка – это портрет,
Каждая клеточка – это загадка,
Ну, ничего невозможного нет.
Всем вам удачи, все будет в порядке.
Задания для игры
Старик:
Ситуация тут не простая,
Дворянка приказала столбовая,
Чтобы взял старик её паспорт
И один шагал на участок.
Ничего сама сделать не хочет,
Издевается лишь и хохочет.
Он давно привык с нею мучиться…
А что сегодня скажите получиться?
Чичиков:
Не уж то Чичиков?
Да он.
Ах, душка, его лицо, его глаза и уши,
Не появлялся в городе давно.
Он мертвые скупал в деревне души.
Взял бюллетень, в кабину прошагал походкой чинною,
Как будто генерал.
Ну, кандидаты приглянулись оба,
И он без всякой зависти и злобы,
Решив, что никого не обесславил,
Напротив каждого по крестику поставил.
Раскланялись ему со всех сторон…
Да вот не знал, что зря старался он.
А вы ответьте мне, а почему?
Что надо было объяснить ему?
Ромео и Джульетта:
Огромная любовь врагов соединила.
Все время вместе, друг без друга никуда.
В одну кабину их, однако, не впустила комиссия
Вот худо! Вот беда!
И как влюбленным поступать тогда?
Наташа Ростова:
Первый бал и первое свиданье.
В жизни первое голосованье
Вызывает робость и волненье,
Только вот Наташе, к сожаленью,
О процедуре этого процесса
Заранее никто не рассказал.
А выборы ведь это вам не бал!
Пожалуйста, Наташе помогите.
Как голос свой отдать ей объясните?
Шариков:
Наш Полиграф, не доктор и не граф,
И не кончал он университетов,
Но он решил:
Ничуть не меньше прав есть у него.
И заявил об этом.
Пришел в комиссию и требует совета:
Пущай расскажут мне про кандидатов!
Кто уваженья заслужил? Кто нет?
И должен обойтиться без мандатов,
Чтоб кому, попадя, он крестик не поставил.
А может он совсем не знает правил?
Чацкий:
Немало верст наш Чацкий проскакал,
И хоть с каретой он не раз перевернулся,
Но вовремя он все же не вернулся,
В Москву на выборы приехать опоздал.
А, вот теперь отгадку говори.
А может он голосовать в Твери?
Обломов:
Он не против был бы голос свой отдать,
Да с дивана уж давно не может встать:
Ломит кости, голова болит опять.
Видно будут без него голосовать.
Может, есть какой-то выход или нет?
Вы подумайте и дайте мне ответ!
Герасим:
Он глух и нем, но выбор сделать хочет.
Нарядный на участок он приходит,
Заходит в зал, находит нужный стол,
Он просит бюллетень, как все хлопочет,
Он о рождении свидетельство приносит,
Чтоб было все всерьез…
Его комиссия в кабину не пускает.
Чего ей интересно не хватает?
Пимен:
Он слаб и стар, и немощны движенья.
Он написал последнее сказанье,
Хотя глаза уже от напряженья,
Почти не видят… Просто наказанье.
Однако понимаем мы отлично,
Судьба Руси святой ему небезразлична.
Только буквы и строчки сливаются…
Комиссия помочь, конечно, рада,
Но знает – это делать ей не надо.
Что делать старцу, надо выход отыскать.
И если не помочь то подсказать?
Ведущий:
Сегодня в этом зале собрались избиратели и будущие избиратели. Вы – пока будущие избиратели, а кто знает, может кто-то из вас и будет избранником народа. Поэтому немаловажно, каким мы видим будущий мир, ведь это нам его строить.
- Пока жюри подводит итоги, для вас звучит песня.
Песня о России (во время исполнения песни листаются остальные слайды)
СЛАЙД
Слово жюри, награждение.