Наталья Суворова
Отчёт по самообразованию «Мини-музей как средство познавательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
1-й слайд Программа по самообразованию : «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
2-й слайд Актуальность.
В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа-средой. Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Мини-музей как средство познавательной активности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
3-й слайд Проведя мониторинг, я выявила следующие показатели:
Образовательная область Познавательная активность
Учебный год 2016-2017
Основываясь на данных мониторинга, я сделала выводы, что у детей не достаточно развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения.
С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму как мини-музей.
Мини-музеи в условиях ДОУ позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средство индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
4-й слайдЦель самообразования.
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.
5-й слайд Задачи самообразования.
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
3. Сформировать у дошкольников представление о музее.
4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.
5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.
6. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников.
6-й слайд Предполагаемый результат:
1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;
2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:
а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;
б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;
4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
7-й слайд Этапы:
Подготовительный этап: выбор темы и названия; выбор места; содержание экспозиции; варианты участия детей и родителей; перспективы развития.
Практический этап : участие родителей и детей в создании мини-музея и оформлении экспозиции: сбор информации (книги, иллюстрации, открытки, экспонаты, совместное изготовление макетов, книжек-самоделок, поделок, рисунков, дидактических игр; показ экспозиции; общение педагога с детьми с целью обобщения полученной информации.
Обобщающий этап: подведение итогов - что было сделано? что понравилось? что узнали нового? что хотели бы еще узнать? с кем можно поделиться знаниями?
Я бы хотела познакомить с мини-музеями, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это
8-й слайд Мини-музей космос
Цель мини-музея :
создать условия для совместной познавательной деятельности детей по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (космосе).
Задачи:
Познакомить детей с историей развития космонавтики;
Сформировать и закрепить первые представления о вселенной; о планетах солнечной системы, их особенностях расположении относительно солнца, о зодиакальных созвездиях;
Углубить знания детей о летательных аппаратах животных покоривших космос;
Развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные навыки;
Развивать умение использовать экспоненты музея в изобразительной речевой игровой деятельности.
9-й слайд «Мини-музей новогодний маскарад»
Цели:
1. реализация направления «Музейная педагогика»;
2. развитие познавательных способностей детей через ознакомление с музеем «Маски».
3. Систематизировать знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года.
Задачи:
1. познакомить детей с многообразием видов масок;
2. побудить детей к созданию и использованию масок;
3. воспитывать навыки бережного обращения к экспонатам музея.
4. Обогащать предметно-развивающую среду группы.
10-й слайд Мини-музей «парад воинской славы»
В честь замечательного праздника – 23 февраля мы с детьми организовали в группе мини-музей, в котором можно играть,, создавать свои творческие работы.
Наша цель – формирование у детей чувства патриотизма, гордости, уважения к Российской армии, ценностное отношение к нашей истории.
В музее мы разместили армейские фотографии, современное обмундирование российского солдата, картинки военной техники.
Вот какой замечательный мини-музей к 23 февраля у нас получился!
11-й слайд Мини-музей «Книги»
А где брать интересный, познавательный материал для детей? Ну, конечно, в книгах! Книги! Умные, познавательные, увлекающие. А почему бы им не стать главными героями нашего музея! Решено! В нашей группе будет жить музей КНИГИ. Задачи «Мини-музея Книги» :
Показать роль книги в жизни человека.
Воспитание интереса к чтению.
Воспитание потребности посещать настоящие музеи.
Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Заинтересовать родителей в создании мини-музея и пополнении его экспонатов. Для этого организовали акцию «Подари детям книгу»
Мини-музей легко вписался в интерьер группы и стал частью развивающих центров, он несет продуктивную, интеллектуальную нагрузку. Любая книгат нашего мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Проведение тематических бесед.
«Книга-наш друг».
«Конкурс чтецов».
Литературная викторина. «Такие разные книги».
13-й слайд мини - музей "Птицы".
В ожидании весны
Задачи мини- музея :
- Формировать у детей представления о птицах, осознанного и правильного
отношения к ним.
- Знакомить детей с внешними признаками птиц,
особенностями их внешнего строения;
- Уточнять представления детей о знакомых
птицах, условиях их обитания, роли человека
в жизни птиц;
- Приучать заботиться о птицах ближайшего
окружения.
Создание мини-музея. .
Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.
Первыми экспонатами мини-музея были работы, выполненные совместно
с детьми на занятиях по «Художественному творчеству».
Выводы по итогам работы над методической темой.
Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп, которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».
Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.
Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы семьями.