Наталья Малышина
Отчёт по самообразованию «Современные особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
на тему «Современные особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
В 2018 – 2019 учебном году, я решила большое внимание, при работе с детьми, уделить современным особенностям патриотического воспитания детей подготовительного к школе возраста.
Актуальность темы
Публикация «Отчёт по самообразованию „Современные особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Современные дошкольники мало что знают о своём родном городе, своей стране, о традициях своего народа, а также народов, проживающих на территории нашей республики. Современные дети порой не знают ничего о сострадании, о милосердии, о заботе о ближнем, и довольно часто проявляют безразличие к своим друзьям и близким. В этом и заключается актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей в старших группах.
По долгу своей работы я ежедневно вижу, как дети общаются со своими родителями, бабушками и дедушками, друзьями. Многие дети проявляют пренебрежение к окружающим, считая себя несколько «выше» других. Дети не умеют сопереживать, поддерживать других в беде. Порою они просто смеются над сверстниками.
Явно работа родителей с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, является недостаточной.
В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач в моей рабочей деятельности.
Поэтому в дошкольном учреждении необходимо вести большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств. Патриотизм начинается с того, что видит перед собой дошкольник. И хотя многие впечатления еще не понятны ребёнку, но играют огромную роль в становлении личности патриота через детское воспитание.
Задачи:
Задачей педагогов и родителей в формировании нравственно- патриотического воспитания, является, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, городу, стране, чтобы у них сформировался характер, который поможет стать достойным человеком и достойным гражданином своей республики, своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, улице, родному городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес ребенка к явлениям общественной жизни (общественные мероприятия (митинги, шествия, дни города и др., музеи, выставки).
В детском саду ребёнок проводит большую часть времени, здесь он играет, гуляет, смотрит фильмы, мультфильмы, беседует, здесь проводятся развлечения, утренники, соревнования, занятия – это всё виды деятельности повседневной жизни ребёнка и как раз во всех этих видах встречается патриотическое воспитание. И я в своей работе стараюсь сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо людей и природы (не мусорить, в наших развешанных кормушках, кормить зимой птиц и многое другое, я хочу чтобы дети считали себя неотъемлемой частью своей малой родины и для этого стараюсь создавать все нужные условия.
Таким образом, чтобы у детей сформировать чувства патриотизма, важно давать им начальные знания о Родине, представления о нашей стране, республике, родном городе, народе, обычаях, истории, культуре, уже с дошкольного возраста.
Работая по данному направлению, я поставила перед собой задачи не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Выделила несколько задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников, на которые опираюсь в своей работе - это:
— воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к чужому труду и своему;
— развитие интереса к промыслам народов в нашей республике, к нашим традициям;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символикой государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Эти поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в труде, в быту, на занятиях, в играх, развлечениях, прогулках — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Содержание, методы, приемы воспитания и обучения по теме
Дети дошкольного возраста наиболее обучаемы и податливы педагогическим влияниям, об это говорят исследования в области дошкольной педагогики и психологии. И поэтому все то, что усвоил ребёнок в период дошкольного возраста : способы поведения, знания, привычки, навыки, черты характера - служит основой дальнейшего развития личности и оказываются особенно более прочным.
В своей работе по патриотическому воспитанию я использовала разнообразные приемы и методы, с учетом особенностей дошкольника (образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, эмоциональное восприятие окружающего, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Я учитываю, что воспитывать любовь к родному городу, к Родине – значит воспитательную работу нужно связывать с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Я использую в работе наиболее интересны формы работы, которые дают результат – наблюдения, объяснения, прогулки, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Выбор метода, приемов патриотического воспитания дошкольников будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия.
1. Наглядные методы:
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основное, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;
б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;
2. Практические методы:
а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование – наглядно-практический метод;
3. Игровые методы и приемы:
а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;
б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т. д.);
4. Словесные методы:
а) рассказ воспитателя – изучение учебного материала;
б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;
в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.
г) разучивание песен и стихов о родине, прослушивание музыкальных произведений.
5. Привлечение детей к общественно-полезному труду, посильному для них.
6. Показ презентаций.
В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть иллюстрации о городе Саранске, о республике, познакомиться с достопримечательностями родного города. Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. В уголок помещены куклы в национальных костюмах, которые позволяют детям познакомиться с национальным костюмом мордвы. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент одежды. При создании предметно-развивающей среды мы обращали внимание на целесообразность и доступность, эстетичность и красочность.
В детском саду открыта и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции комната (изба) национального быта и культуры. Цель создания данной комнаты – сформировать у детей интерес и уважение к традициям и культуре мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в национальной комнате (избе, наши воспитанники получают новые знания об уникальной культуре народностей Мордовии. Материалы избы, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.
Работа по нравственному воспитанию ведется не только с детьми, но и с их родителями. Работа с семьей в области нравственного - патриотического воспитания детей требует нетрадиционных подходов и форм, иначе работа педагога с детьми окажется напрасной. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки: «Я с бабуленькой своей», «Моя мама», «Наши папы и дедушки защитники Отечества», «Город, в котором я живу»; выставки рисунков «Мой любимый город», «Моя семья»,
«Мой дом», «Генеологическое древо», «Моя родная улица», «Моя малая Родина», «Моё любимое место в городе», «Моя мама лучше всех»;
разрабатываются семейные альбомы «Это Я», «Исторические места Саранска», «Вместе дружная семья», «Семейное древо», «Традиции моей семьи»; развлечения «С новым годом со всем родом!», тематическое развлечение «Моя Мордовия», праздник посвященный Дню защитника Отечества, утренник посвящённый 8 марта, «Масленица», «День защиты детей».
Предложены консультации для родителей «Семья глазами ребёнка», «Семейные традиции и праздники в семье».
Обогащение детско-родительских отношений по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляется с планом работы, который составляется на учебный год.
Анализ результативности.
За время работы, по этому направлению, мой накопленный опыт, показывает, что у детей старшего дошкольного возраста :
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к городу, республике, стране, миру, к животному и растительному миру у ребят, показавших в начале года низкие результаты;
- на занятиях, где присутствует тема по патриотическому воспитанию, дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы по теме, задают много интересующих их вопросов;
- с удовольствием и интересом рассказывают о своей семье, о своих традициях;
- все дети хорошо знают свое имя, фамилию, возраст, свой адрес ;
- проявляют любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, семье, городу;
- уважительно относятся к взрослому человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.
Трудности и проблемы при использовании
Основная проблема, которая встает перед нами - это минимум знаний по нравственному воспитанию у детей при поступлении в детский сад. Не все родители уделяют внимание данному вопросу. В современном мире, где преобладают различные гаджеты, многие дети с раннего возраста предоставлены сами себе. Родители из-за большой занятости не видят вреда во всех этих гаджетах.
Среди родителей детей, которые посещают нашу группу, было проведено анкетирование, которое выявило следующую проблему, оказалось, что не все родители имеют недостаточные знания, как прививать детям патриотизм. Многие считают, что нравственно-патриотическим воспитанием их детей должны заниматься воспитатели в детском саду и учителя в школах, или считают, что их дети ещё малы для этого. Зачастую родители желая уберечь своих детей от негативных эмоций, не беседуют, не делятся с детьми о наболевшем. Также, некоторые родители желая уберечь ребенка, не позволяют и не учат своих детей элементарным трудовым действиям, им легче и быстрее сделать что – то самому, чем проконтролировать и убедить ребёнка к каким – либо трудовым действиям.
На педагога, мой опыт накладывает определенные обязанности и требования к самостоятельному сбору и систематизации материала по патриотическому воспитанию, к уровню его знаний. Ждёт большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить, донести значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников и родителей.