Марина Кущенкова
Семья как основа нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколениями. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий "человеческий капитал", ценный ресурс нашей страны, залог её будущего развития. Именно поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является наиболее актуальной задачей.
Публикация «Семья как основа нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Средняя группа
- Темочки
Она может быть успешно реализована, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение имеет эффективная, слаженная и целенаправленная работа обоих субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у будущего поколения чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, с их родителями.
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Родителям вполне доступно изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся - вот задача, которая вполне по плечу любой семье.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи устного народного творчества, малыши могут испытывать разные эмоции: радоваться или печалится, даже плакать или смеяться, ощущать свою причастность к героям фольклора. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Во время прогулок в парк, в лес, к реке родители учат детей видеть красоту окружающей природы, любить и бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счёте, и нравственные.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети удовольствием принимают доступное участие в украшении кукол, предметов посуды и др. (аппликации, раскраски,лепка) совместно с родителями. И, родители непосредственно обращают внимание детей на народный колорит предметов искусства, быта.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. В семье родители закладывают основы здорового образа жизни, подавая образец собственного интереса к физкультуре и спорту. Привлекать детей к спортивным мероприятиям (посещение физкультурных центров, праздников, семейных выездов на каток, в бассейн).
Важнейшим средством родительского воздействия при формировании патриотизма у младших дошкольников чтение художественных произведений, прослушивание музыки, рассматривание картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Родителям необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, родители тем самым приобщают их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
Для всестороннего развития ребёнка необходимо создать такие условия в семье, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье и благополучие.
Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
В ходе взаимодействия с родителями мной были разработаны и внедрены анкеты, («Как вы знакомите детей с историей семьи?», «Что такое семья?», которые помогли выяснить, какую роль играет семья в нравственном воспитании ребёнка младшего дошкольного возраста. Было установлено, что на процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста влияет прежде всего стиль взаимоотношений в семье и то, насколько, актуальна эта проблема для родителей, кроме того важными являются семейные традиции, благодаря которым у ребёнка формируются нравственные качества, чувства, потребности.
Для формирования у родителей знаний в этом направлении, проводились родительские собрания, практикумы в виде «Круглого стола» ,«Воспитание любви к родному городу в детском саду и дома», «Ток-шоу» на тему : «Учите детей видеть доброе». День открытых дверей «Воспитание сказкой». По итогам предлагали родителям памятки «Основы воспитания у детей нравственно-патриотических чувств», «Использование народной культуры в воспитании ребенка».
Осуществление взаимодействия с семьями воспитанников реализуется мной так же посредством проектной деятельности. В текущем учебном году мной разработаны и реализованы проекты: «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья», «Любимые книги нашей семьи», «Новогодние игрушки». Использование проектного метода в системе нравственно – патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта.
Хорошо зарекомендовала себя в работе такая форма взаимодействия с родителями воспитанников, как семейный клуб. Сейчас в нашей группе функционирует семейный клуб «Заботливая мама», где прошла встреча на тему: «Покажу и научу». Цель клуба - вызвать интерес родителей к познанию себя и своих детей и оказать психолого-педагогическую помощь во всестороннем гармоничном развитии ребенка. Отношения строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, делаем вывод о том, что задача педагога заключается в необходимости объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.